Но если попросишь некоторых из таких родителей вспомнить, когда они последний раз держали в руках книгу, с удовольствием мыли посуду или с восторгом рассказывали дома о своей работе, они недовольно задают второй стандартный вопрос – А ЭТО ТУТ ПРИЧЕМ?

16 02-1

Посмотрим вокруг и присмотримся к самим себе. Как часто мы в присутствии ребенка мечтаем всю рабочую неделю о скором пришествии пятницы. Раздраженно уповаем на субботу, чтобы поваляться утром в постели. Вместо того, чтобы вечером почитать вместе со своим чадом нормальную литературу, предпочитаем попить пивка и посмотреть телевизор. Очень странно слышать со стороны нас, родителей, удивление и возмущение тем, что регулярно видящий и слышащий подобные вещи ребенок с восторгом будет учиться и не просыпать на занятия. С чего бы это он? Зачастую наши дети уже в раннем возрасте знают, что здорово, когда работаешь как можно меньше, а получаешь зарплату при этом максимально большую, и это может являться мечтой нормального человека. Что простое безделье приносит несказанное удовольствие и может являться основной целью рабочей недели. А предельным идеалом в жизни является обладание внезапно свалившимся капиталом, который позволит не работать, а постоянно отдыхать. Вопрос: «А от чего придется отдыхать в таком случае?» в голову почему-то не приходит… Еще бывают тридцатилетние папы-подростки, которые часами режутся в «танчики» и иные игры, уставившись в экран компьютера. Бывают мамы, визжащие на своих сынов или дочек, когда те отвлекают от «одноклассников» или «вконтакте»… Кстати, именно последние почему-то на приеме возмущаются тем, что их подросшие дети много времени проводят в Интернете.

Потом «воспитание» незаметно заканчивается, и мы обнаруживаем рядом с собой чужого, неуправляемого, наполовину взрослого человека со взрослыми потребностями и детской несостоятельностью при этом.

Практически каждый человек сталкивается с теми же проблемами в жизни, что и все остальные люди. Набор проблем и ситуаций, предлагаемых жизнью, универсален для нас и наших детей. Можно сказать так:

 – Все люди одинаковы. Всем приходится в жизни отвечать на одни и те же вопросы. И если вы не поможете ответить на них своему ребенку, ему помогут другие, чужие люди. Подросток на то и подросток, что он сам не может отвечать на большинство задаваемых жизнью вопросов. И это происходит в тот момент его жизни, когда каждый новый день задает новые вопросы и требует немедленного ответа.

Давайте сделаем самое простое – начнем максимально много общаться со своим ребенком. По любой теме, даже самой, на наш взгляд, пустяковой и,наоборот, самой сложной. Те, кто следует этому совету, обнаруживают, что простой разговор с ребенком очень сложен. Часто родители не умеют разговаривать со своими детьми.

Например:

Некоторые родители, сами воспитанные в строгости и послушании, считают, что детей должно быть видно, не слышно, и обсуждать с ними темы, от которых сами родители краснеют, – ТАБУ.

Другие родители боятся конфликтов, так как сами никогда не шли на конфликт со своими родителями. Не идут на него и сегодня на работе, на улице, дома. И разрешение банальной конфликтной ситуации с выгодой для себя в их представлении невозможно.

Есть еще родители, которые тоже чего-то не могут. Последствия отсутствия общения могут быть разрушительны для развития нормальных отношений между родителями и детьми. Дети чувствуют себя в изоляции, могут замкнуться, стать раздражительными, перестать справляться со своими задачами.

Проведите маленький тест на то, насколько эффективно вы общаетесь со своим ребенком. Предложите ему обсудить любую пришедшую вам только что в голову тему. Если ваше общение эффективно – ребенок любого возраста не будет колебаться, прежде чем решиться поговорить с вами на любую тему.

Слушайте

Основное в любом диалоге с ребенком – уметь не столько говорить самому, сколько слушать ребенка. Если во время разговора с ребенком вы продолжаете заниматься чем-то другим, лучше не начинайте разговор вообще.

Для разговора с ребенком необходимо время

Если у вас нет возможности говорить с ребенком столько, сколько понадобится, также не начинайте разговор с ним. Так как прервав беседу по какой-либо причине, вы покажете ребенку, что всегда есть что-то более важное, чем он.

Тон разговора

Тон всегда создается  настроением. Перед разговором с ребенком определите, что создает ваше настроение в данный момент. Если оно создано чем-то посторонним (события на работе, решение финансовых проблем, отношения с супругом), не вступайте в разговор с ребенком пока не выйдете из этого настроения.

Мимика и жесты

У каждого взрослого есть годами отработанные мимические и жестовые реакции. Но они отработаны годами постороннего общения, к которому ваш ребенок не имеет никакого отношения. Поэтому в ситуации общения с ребенком они неуместны и фальшивы. Что делать? Постарайтесь подражать движениям и мимике вашего ребенка во время диалога.

Не говорите сверху вниз

Вам не приходилось дискутировать с человеком ростом два метра двадцать сантиметров и выше? Те, кому приходилось, знают ощущение, которое возникает при таком общении. Сядьте при разговоре с ребенком, чтобы и физически быть с ним на равных.

Не будьте категоричны

Если вы правы абсолютно и даете это понять, зачем вообще диалог? А привычка навешивать ярлыки и классифицировать действия ребенка, например, что он говорит глупости, несет чушь, ересь и вообще не понимает, о чем говорит, уничтожает смысл беседы.

Критикуйте действие ребенка, а не его самого

Например, говорите не «Ты врун», а «ты сейчас сказал неправду». Или вместо «Ты – неряха» скажите «Ты неаккуратен в одежде».

Не перебивайте ребенка

Обычно, если не давать человеку высказывать свое мнение, желание высказывать его полностью пропадает.

Не лгите ребенку

Даже если вам кажется, что вы делаете это во благо и незаметно. Обычно это не так и видно сразу.

Не уменьшайте значимость важных для ребенка событий

Ребенок живет в другой реальности. То, что происходит в его жизни, для него самое значимое. Пусть вам кажется, что задержка вашей зарплаты на несколько недель более важное событие, чем несправедливо поставленная ребенку в школе оценка. Не сравнивайте эти события по значимости. То, что кажется вам пустяком, может восприниматься вашим ребенком как трагедия. Если вы не примете этого – в следующий раз откровенности от него не ждите.

А теперь вернемся к началу этой статьи. Ребенок – это зеркало. И каждый раз, вступая с ним в общение, мы видим в нем только себя. И у нас должно хватать мужества и ума признать сей факт.

comments powered by HyperComments