Сегодня, 15 августа 2018 года, Почётному гражданину города Абакана Геннадию Африкановичу Вяткину исполнилось бы 90 лет.

66

В историю Хакасии ХХ века Геннадий Африканович Вяткин вошел как замечательный организатор строительства. В том, что преобразился облик наших городов и населённых пунктов, а ряд из них появились на карте Хакасии заново, был создан мощный строительный комплекс, новые строительные предприятия и заводы строительной индустрии, появились новые больницы и дома культуры, библиотеки и кинотеатры, детские сады и сотни многоэтажных домов, уникальные сооружения — мосты и инженерная защита столицы республики, новый аэропорт и красавец-стадион, драматический и кукольный театры, автомобильный обход г. Абакана и многое другое — во всём этом непременно была и инициатива и прямая причастность и заслуга Геннадия Африкановича Вяткина.

Работая с 1959 года руководителем областного отдела по делам строительства и архитектуры, а в 1962-1990 годах — заместителем, первым заместителем председателя Хакасского облисполкома, Геннадий Африканович в течение всех этих лет руководил строительным комплексом, вопросами градостроительства и архитектуры, к его ведению, кроме того, относилась сфера жилищно-коммунального хозяйства, связь, развитие авиационного транспорта в Хакасии.

При непосредственном участии Г. А. Вяткина в 60-е годы были заложены основы последующего развития строительной отрасли и промышленности строительных материалов в Хакасии.

В этот период именно он от руководства области в течение нескольких лет совместно с группой ученых Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Академии наук СССР под руководством его директора академика А. Г. Аганбегяна занимался вопросами размещения на территории Хакасии будущих гигантов индустрии, составивших впоследствии Саянский территориально-производственный комплекс, во многом определивший развитие Хакасии на многие годы.

60-е годы — это и руководство Вяткиным работами по выносу населённых пунктов из зоны затопления водохранилищем Красноярской ГЭС, начало опережающего развития в области современных систем телевидения: 1964 год — сооружение 192-метровой телевизионной башни в Абакане, 1969 год — ввод в действие станции «Орбита» и прием первого цветного телевизионного сигнала. Строятся крупнейшие в Сибири предприятия лёгкой промышленности в Черногорске — камвольно-суконный комбинат, ИСКОЖ, фабрика первичной обработки шерсти, Абаканские трикотажная и обувная фабрики, Тёйский железный рудник, началось массовое многоэтажное жилищное строительство.

В эти годы в Абакане организуется филиал института «Красноярскгражданпроект», в котором были разработаны генеральные планы застройки городов и сельских поселений в Хакасии.
1969 год — катастрофическое наводнение в Абакане, и Вяткин возглавляет областную противопаводковую комиссию.

Некоторые горячие головы в Москве ставили вопрос о переносе города на новое место, однако проектирование и сооружение уникальной инженерной защиты г. Абакана и пос. Усть-Абакан позволило на долгие годы вперед защитить областной центр от стихии. За эту работу группе участников разработки и реализации проекта во главе с Г. А. Вяткиным в 1977 году была присуждена Премия Совета Министров СССР.

70-е годы — наиболее яркий период развития производительных сил в Хакасии. Было начато строительство таких крупных объектов, как Саянский алюминиевый завод, «Абаканвагонмаш», Туимский завод по обработке цветных металлов, продолжалось строительство Саяно-Шушенской ГЭС. Г. А. Вяткин как представитель исполнительной власти области координирует решение вопросов по строительству жилья и других объектов социального назначения по титулу этих крупнейших промышленных строек.

Особая его заслуга — развитие в области дорожного и коммунального строительства. Уже к середине 70-х годов благодаря созданным практически в каждом райцентре дорожно-строительным управлениям были многократно увеличены объёмы дорожного строительства и дороги Хакасии уже в то время стали одними из лучших даже в масштабах Российской Федерации. Ко всем районным центрам и практически ко всем центральным усадьбам совхозов были подведены асфальтированные дороги, чего ещё много лет не было и во многих областях центральной России.

Созданный по инициативе Г. А. Вяткина областной ремонтно-строительный трест и его районные подразделения обеспечили выполнение всего объёма строительных работ на стройках, подведомственных местным Советам. К этому времени во всех районных центрах были построены больницы и Дома культуры, а в совхозах — школы и детские сады.

45

Ещё одно детище Вяткина — построенный в Абакане экспериментально-механический завод Минжилкомхоза РСФСР.

Создается управление снабжения и сбыта облисполкома, которое стало такой же крупной снабженческой структурой, как, скажем, «Абаканснабсбыт» Госснаба СССР, что позволило оперативно решать вопросы обеспечения местных строек материалами и оборудованием, что во времена лимитов, фондов и просто дефицита всего имело огромное значение.

Признаны заслуги Г. А. Вяткина в развитии гражданской авиации в Хакасии. Намного опередив многие другие, даже самостоятельные, а не «входящие», автономные области, Хакасия в начале 70-х получает прямое воздушное сообщение с Москвой, сначала на самолётах ИЛ-18, а с 1975 года — на «ТУ-154». 

Понятно, что это было бы невозможно без сооружения новой современной взлётно-посадочной полосы. Его упорство, наверное, удивило и «штаб» гражданской авиации страны. В 1974 году министр лично награждает его знаком «Отличник Аэрофлота». Вот строки из его приветственного письма: «...Министерство гражданской авиации СССР глубоко признательно Вам за то большое внимание, инициативу, постоянную заботу и помощь, которую Вы оказываете дальнейшему развитию воздушных сообщений на юге

Красноярского края и в Хакасии. С уважением, Министр, маршал авиации Бугаев». А в 1989 году был сдан в эксплуатацию и новый аэровокзальный комплекс. Стоит сказать, что, например, у наших соседей, в Горном Алтае, ранее такой же автономной области, прямое воздушное сообщение со столицей появилось на 30 лет позднее...

Вяткин руководит программой развития средств связи в Хакасии, строятся новые узлы связи в районах, в Абакане появляются новая АТС на 20 тысяч номеров, Дом радио.

В эти годы под руководством Г. А. Вяткина были разработаны и построены основные сооружения инженерной инфраструктуры Абакано-Черногорского промузла. Ведь без этой «прозы жизни» — надёжных систем водоснабжения, канализации, тепловых сетей — современная жизнь тоже невозможна... И сегодня, по прошествии нескольких десятков лет, эти инженерные коммуникации во многом позволяют динамично развиваться административному центру Хакасии.

Он очень любил Абакан. И, наверное, поэтому в памяти людей имя Вяткина связано с появлением в Абакане и многих уникальных объектов.
В те годы от идеи их появления до завершения строительства проходили многие годы. И нужно было обладать не только инициативой, но и настойчивостью, целеустремлённостью, чтобы годами идти к намеченной цели.

Так, например, от начала работ по проектированию в Абакане троллейбусной линии в 1966 году до того дня, когда в декабре 1980 года по городу прошёл первый троллейбус (кстати, «положенный» по нормам только областному центру с населением не менее 300 тысяч человек, а в Абакане и сейчас 200-тысячный рубеж ещё впереди), прошло полтора десятка лет.

А ведь однажды отступившись от задуманного, устав от преодоления всех препон, о своих мечтах можно было уже и забыть...

Ещё в середине 70-х Г. А. Вяткин обосновывал необходимость строительства в Абакане нового современного коммунального моста и сооружения автомобильного обхода города по трассе Красноярск-госграница, воплотилось это в жизнь только в середине 90-х. А последнее «звено» этого проекта — мост через Енисей, получивший наименование «Братский», был сдан в эксплуатацию в 2003 году. И сегодня не в каждом административном центре Российской Федерации есть такие автомобильные развязки в виде классических «кленовых листьев», как в Абакане.

Заслуга Вяткина — и в появлении в столице Хакасии зданий-красавцев двух театров: в 1977 — областного драматического, строительство которого началось в 1966 году, и в 1979 — театра кукол «Сказка», в настоящее время одного из лучших в России и признанного за рубежом.

Несколько лет с начала 80-х ушло на решение вопроса открытия долевого финансирования строительства современного стадиона в Абакане. Наконец, в мае 1985 года мечта начала воплощаться в реальность. Но московскими инстанциями было поставлено условие завершить строительство в невиданные по тем временам сроки с учётом проведения на новом стадионе соревнований Спартакиады народов СССР и «малого чемпионата мира» по хоккею с мячом, как тогда называли международный турнир на призы газеты «Советская Россия». И за полтора года, очередями, невиданной ранее концентрацией сил и ресурсов практически всех строительных организаций Хакасии под руководством Г. А. Вяткина в Абакане был введен в строй действующий спортивный комплекс со стадионом на 20 тысяч мест и плавательным бассейном. Признанием его заслуг в развитии спорта в Хакасии стал ежегодно, с 1995 года, проводящийся на льду нового стадиона «Саяны», турнир по хоккею с мячом памяти Г. А. Вяткина.

Звучит как преувеличение: всё созданное и построенное в Хакасии — дело рук одного человека. Да он и сам возмутился бы подобному утверждению! Созидание — это всегда коллективный труд единомышленников. Но, пожалуй, без его фанатичного желания добиться задуманного, довести всё до завершения, обширных знаний, колоссального опыта и умения организовать дело многого в Хакасии не появилось бы.

67За более чем тридцатилетний период его работы в руководстве области сменилось семь первых секретарей обкома партии и пять председателей облиспокома. И каждый из них понимал, что значит Вяткин на своём месте, и как-то само собой подразумевалось, что он должен работать и работать...

Вяткина хорошо знали в Госплане и Госстрое, во всех профильных министерствах, где приходилось бороться за решение наших проблем, которые зачастую считались местными и которые принято было обходить или, в лучшем случае, решать в последнюю очередь. Страна большая, всем мил не будешь... Как вспоминал бывший в то время директором института «Абакангражданпроект» Г. А. Мусорин, однажды, защищая с Вяткиным в Москве на коллегии Госстроя РСФСР разработанный институтом откорректированный генплан Абакана, возмущению членов коллегии не было предела. Увидев на чертежах ширину сегодняшнего проспекта Дружбы народов, мнение было коротким, но лаконичным: «Да эта ваша улица шире Елисейских полей!». Однако, «улицу эту» сегодня мы такой и имеем...

Остроумно оценивая эти подходы, Геннадий Африканович с горьким юмором говорил, что без Москвы и Красноярска Хакасия ничего не может построить, разве что туалет...
Разумеется, в какой-то момент он явно перерос свою должность, но на многочисленные предложения занять более высокий пост в Красноярске или Москве отвечал неизменным отказом. А предложения были стать и заместителем Министра жилищно- коммунального хозяйства РСФСР, и заместителем Министра строительства СССР. Но в его системе жизненных ценностей не было места ничему, кроме Хакасии, которую он любил, которой служил и не представлял, как её можно на что-то променять.

Когда его спрашивали, почему он награждён тремя одинаковыми орденами — «Знак Почёта», он смеялся: «Другие были не положены по должности». И это тоже было правдой. Но из всех своих наград он больше всего любил одну: медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», которую получил в 1945 году, ведь трудиться и, видимо, достойно, он начал 15-летним подростком в 1943 году...

Для объективной оценки роли личности в истории всегда наиболее справедливы два критерия — само время и мнение современников. За годы, прошедшие со времени ухода из жизни Геннадия Африкановича, о нём снято много документальных фильмов, написано много статей, издана книга. Но их общий формат — интервью людей, их мнения и оценки.

«Парад воспоминаний» был бы немыслим при его жизни. Во-первых, всё истинное видится на расстоянии. Ведь чем дальше убегает время от прошлого, тем точнее можно оценить и эпоху, и её творцов. А во-вторых, Вяткин даже на склоне лет не допустил бы подобных публикаций. Его вера в то, что созидание — всегда плод коллективного труда, была абсолютной. И она соответствует той истине, что позволяет любому строителю — от рабочего до руководителя — с полным основанием сказать: «Этот дом построил я!».

Однако, сказанное нисколько не противоречит другой истине: созидание невозможно без человека, способного не просто генерировать идеи, но и добиваться воплощения задуманного в жизнь.
Он не был твердолобым догматиком и не держал «нос по ветру» в зависимости от политической конъюнктуры. Просто делал своё дело так, как его понимал. Наверное, поэтому и политики новой «демократической» волны относились к нему с уважением.

При всей своей величине он всегда оставался удивительно скромным и открытым человеком. Он был доступен для людей, и не только для строителей. Зачастую, не найдя компромисса, люди шли именно к Вяткину, потому что знали — у Геннадия Африкановича решение будет найдено и дело сдвинется. Он пользовался огромным авторитетом и уважением среди всех, кто его знал.

Его имя носит с 1994 года одна из центральных улиц г. Абакана. Но лучший памятник себе он создал сам своими делами и заботами. Таким он и остался в памяти своих соратников и современников: «ЧЕЛОВЕК — СОЗИДАТЕЛЬ».

Материал подготовлен с использованием архивных публикаций и личных мнений коллег и соратников Г. А. Вяткина

Биографическая справка:

Вяткин Геннадий Африканович

Родился 15 августа 1928 года.

Член Союза архитекторов СССР с 1960 года.

Заслуженный строитель РСФСР (1974 г.).

Отличник Аэрофлота (1974 г.).

Лауреат Премии Совета Министров СССР (1977 г.)

Почётный гражданин г. Абакана (№ 3, 1978 г. ).

Награждён 3 орденами «Знак Почёта» и 9 медалями.

Автор действующего государственного флага Республики Хакасия (совместно с Донсковым С. А, 1991 г.).

Умер 22 июня 1994 года.

Именем Г. А. Вяткина названа улица в г. Абакане ( 1994 г.).

В г. Абакане установлены мемориальные доски в местах, связанных с жизнью и деятельностью Г. А. Вяткина.

Учреждена Премия Правительства Республики Хакасия имени Г. А. Вяткина за заслуги в области строительства и архитектуры (с 2000 г.; ранее, с 1994 г. — Премия Совета Министров РХ).

Перейти в фотогалерею.

 Информационный отдел по связям с общественностью Администрации г. Абакана

 

comments powered by HyperComments