У налогоплательщиков периодически возникают поводы для конфликта с фискальными органами: несогласие с порядком проведения проверок, оспаривание решений о привлечении к налоговой ответственности, жалобы на действия или бездействия должностных лиц налогового органа, далеко не полный перечень причин налоговых споров. Как правильно использовать доступные инструменты разрешения противоречий, не доходя до суда, рассказывает заместитель руководителя УФНС России по Республике Хакасия Юлия Никитина

4

 Юлия Никитина, заместитель руководителя УФНС России по Республике Хакасия

Юлия Валерьевна, как налогоплательщикам защитить нарушенные, по их мнению, права?

Досудебное урегулирование налоговых споров — это процедура рассмотрения и разрешения вышестоящей инстанцией внутри ведомства обращений, жалоб, в том числе апелляционных, на решения налоговых органов, на иные ненормативные акты, на действия, бездействия должностных лиц. Досудебный порядок имеет самостоятельное правовое регулирование, осуществляется по специальной процедуре и подчиняется ряду особых правил. До недавнего времени в случае возникновения спорных ситуаций с налоговым органом, заявители могли обращаться в вышестоящий орган или сразу в суд. Однако, на сегодняшний день досудебное урегулирование налоговых споров является обязательной процедурой.

Налогоплательщики получили больше рычагов влияния на обжалуемые решения налоговых органов, благодаря чему постепенно удается сокращать количество обращений налогоплательщиков в суд.

На что можно пожаловаться в досудебном порядке?

В налоговом законодательстве закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров для всех актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц).

Это значит, что обжаловать решение по результатам налоговой проверки в суд, можно только после обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган?

Верно. Каждый вправе обжаловать решения налогового органа по налоговым проверкам, если, по его мнению, они нарушают его права. Кроме того, как я уже сказала, обязательный досудебный порядок предусмотрен при обжаловании иных актов налоговых органов ненормативного характера и действий или бездействия их должностных лиц.

Приведите пример?

Могут быть обжалованы, например, решения о приостановлении операций по счетам, о взыскании налога, требование об уплате налога, пени или штрафа, отказ в возврате налога или предоставлении налогового вычета, действия, связанные с проведением мероприятий налогового контроля и иные.

В настоящее время установленный законодательством порядок разрешения споров без обращения в суд является довольно эффективным. Среди плюсов процедуры, безусловно, оперативность и простота, а также отсутствие необходимости уплаты госпошлины и судебных расходов.

Как часто налогоплательщики Хакасии обращаются с жалобами?

Количество жалоб, подаваемых налогоплательщиками, ежегодно снижается. В первом полугодии 2019 года поступило 79 жалоб, при этом в аналогичном периоде текущего года поступило 53 жалобы. Налоговые органы приняли решения в первом полугодии прошлого года по 53 жалобам, в аналогичном периоде текущего года — по 46. При этом из 46 рассмотренных жалоб удовлетворено 15 или 32,6%. Оспариваемая налогоплательщиками сумма по рассмотренным жалобам составила 52 094 тыс. руб.

Какими способами можно подать жалобу?

Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена лично или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Есть еще одно нововведение.

Подать жалобу по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) теперь можно из любой точки России.

Проект по подаче жалоб и получения решений по ним с помощью ТКС распространен на всю страну. Запущенный в мае 2020 года пилотный проект успешно прошел тестирование. Направить такую жалобу через интернет могут юридические лица, индивидуальные предприниматели и иные физические лица, у которых есть программное обеспечение, предоставляемое операторами электронного документооборота.

Сервисы «Узнать о жалобе» и «Решения по жалобам» на сайте ФНС России дают возможность налогоплательщикам получать информацию о ходе и результатах рассмотрения обращений и жалоб.

Могут ли налоговики отказать в рассмотрении жалобы и что делать в этом случае?

Законодательством не предусмотрен отказ в рассмотрении жалобы. Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу без рассмотрения и только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом.

К таким случаям относятся:

  • жалоба не подписана налогоплательщиком или его представителем, либо не представлена доверенность на представителя;
  • в жалобе не указаны ненормативные акты или действия (бездействия), нарушающие права налогоплательщика;
  • жалоба подана по истечении срока обжалования и не содержит ходатайства о его восстановлении;
  • ранее была подана жалоба по тем же основаниям.

Также вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без рассмотрения, если нарушение прав заявителя устранено, либо он сам отозвал жалобу.

В том случае если жалоба была неграмотно составлена (отсутствовали ссылки на акты или действия, нарушающие права налогоплательщика), не подписана, не содержала доверенность на представителя, следует подготовить новую жалобу, которая будет соответствовать всем установленным требованиям и подать ее вновь.

В какой срок необходимо подать жалобу на решение, вынесенное инспекцией по итогам налоговой проверки?

Срок для подачи жалобы на не вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки составляет один месяц со дня получения такого решения. Такая жалоба называется апелляционной. В случае же подачи жалобы на вступившее в силу решение, принятое по результатам налоговой проверки, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, такой срок составляет один год со дня вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные ненормативные акты, действия либо бездействия может быть подана в течение одного года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Фото: Александр Семенов
Текст: Наталья Петрук

 

comments powered by HyperComments