Что хорошего было в советском образовании, чего нет сейчас? Как в те годы разрешали конфликты между учителями и учениками? Нужно ли запретить использование телефонов в школе? Об этом и многом другом в беседе с нашим 10-летним корреспондентом Захаром Зинченко рассказала Министр образования и науки Республики Хакасия Гимазутина Лариса Николаевна

Gimazutina

Гимазутина Лариса Николаевна, образования и науки Республики Хакасия 

Я в школе?

Безумно любила уроки, особенно математику и историю. После окончания школы даже не могла выбрать, преподавателем какой из этих дисциплин я хочу стать. В итоге поступила на физико-математический факультет, так как в то время в Абакане еще не было факультета исторического. Но я рада, что в итоге сложилось именно так.

Пожалуй, единственное неприятное воспоминание об учебе вызывает тот факт, что мне приходилось каждую неделю уезжать в интернат, так как в деревне, где жила моя семья, не было возможности получать образование. А условия в интернате сладкими не были. Домой дети возвращались пешком, 15 км надо было пройти, причем в любую погоду — и зимой, и осенью, и весной. Иногда нас возили на автобусе или грузовой машине. Без сопровождающих. И это было нормальным.

11

Лариса Гимазутина и Захар Зинченко во время интервью

Что хорошего было в советском образовании, чего нет сейчас?

Мы учились по учебникам, которые были едины на всей территории Советского Союза. Неважно было, в какой период учебного года и куда ты переезжал. В каждом городе страны изучали одну и ту же тему, занимались по одному и тому же учебнику, написанному одним и тем же автором. То есть ребенок, переходя в другую школу, другой класс, менял только окружение. Было единое образовательное пространство, о котором говорят сейчас.

Конфликтовали тогда с учителями? Как разрешали конфликты в то время?

Даже не могу припомнить ни одного конфликта между одноклассниками и преподавателями. Хотя это не удивительно, в советское время учителей мы боготворили. Слово преподавателя было законом.

И никому бы в голову не пришло обсуждать, что сказал учитель. Да, мы однажды провинились всем классом, наверное, это был 9 или 10 класс. И нас жестко наказали. С современной точки зрения, я понимаю, что директору бы сейчас не поздоровилось. Мы же спокойно приняли эту ситуацию, она была связана с физическим трудом.

1

Министр образования и науки РХ Лариса Гимазутина со своим первым заместителем Анатолием Бутенко всегда открыты для общения 

Изменились ли методы воздействия на учеников со временем?

Сейчас привлекать ребенка к труду не предусмотрено образовательной программой и без согласия родителей запрещено. А мы все убирали в классе, мыли полы, резали табак, убирали турнепс. Все школьники ходили на сельхоз работы. Когда я уже сама работала учителем в классе, мы тоже с пятиклашками ездили свеклу перебирать. Это не было страшным для родителей. А когда стала классным руководителем, ребятишки мои очень любили ездить на сельхоз работы, особенно вместо уроков.

Было одно условие, если они все выполнят, можно меня свеклой измазать или играть в войнушку. И в походы мы ходили, родители мне доверяли. Хотя я была совсем молоденькой учительницей. Сейчас много ограничений. Изменилось в целом общество, поэтому и другие требования теперь. Я не говорю, что они плохие и неправильные, просто стали иными.

Сейчас ученики на камеру могут снять, как ведет себя учитель, могут и видео про одноклассников выложить в сеть. Как вы относитесь к таким ситуациям? Нужно ли запретить использование телефона в школе?

Я крайне отрицательно отношусь, когда идут съемки, тем более скрытой камерой. Травля неприемлема. Нас раньше учили никогда не читать чужих писем. И если ты взял чужую записку... ой, это приравнивалось к преступлению у подростков. Этого нельзя было делать. Сейчас же подглядеть за чужим человеком ничего не стоит. Это ведь неправильно. Безусловно, ребенок не может полностью отказаться от использования телефона в школе, он должен иметь возможность связаться с родителями на перемене, ведь случиться может всякое. Но в остальное время ученик должен получать знания, ведь урок длится всего 45 минут, жаль тратить это время на постоянные замечания. Учителя, естественно, также не должны пользоваться телефоном во время урока.

12

Министр образования и науки РХ Лариса Гимазутина и ее заместитель Татьяна Карташова с выпускницей Белоярской школы, стобалльницей по химии Алиной Троценко

Ждут ли нас какие-то изменения в системе образования?

Система образования будет меняться. Россия должна войти в число 10 государств по качеству абсолютной конкурентоспособности общего образования и воспитания нравственной гармоничной личности. Такие цели ставит Президент РФ. Министр просвещения России Васильева Ольга Юрьевна неоднократно говорила, что в рамках реализации национальных проектов должны произойти глобальные изменения и в кадровом обеспечении учебного процесса, и в материально-техническом обеспечении деятельности наших школ.

Буквально в следующем учебном году мы откроем центры цифрового образования школьника. Во все абаканские школы такие центры поступят, равно как и в школы республики. Всего в Хакасию в течение 2 лет поступят 165 таких центров, стоимость каждого из них более 2 миллионов рублей. Еще в сельских школах у нас будет 37 точек роста. А в конце декабря мы распахнем двери нашего кванториума-музея.

Второй кванториум будет меньше, мы откроем его в Черногорске в следующем году. Также планируется создание четырех мобильных кванториумов, которые будут приезжать в сельские школы и ребята смогут заниматься робототехникой, биоквантумом и геоквантумом. Сельские школьники могут иметь такое же доступное современное образование, как и в городах. В 2022 году мы откроем школу для одаренных детей Республики Хакасия. Федеральный центр выделил нам субсидию, мы прошли конкурсный отбор. Сумма будет значительная. Что мы понимаем под одаренностью? А все! Все способности наших детей.

Совместно с депутатом Госдумы РФ Ларисой Кужугетовной Шойгу мы работаем в направлении создания большого и уютного лагеря, где ребятишки могли бы проходить юнармейские сборы, активисты и волонтеры могли собираться, обсуждать идеи и просто отдохнуть в течение всего года, а не только летом. Есть вот такие большие наработки, все подкреплено финансами, надеюсь, у нас все получится реализовать.

Назовите топ-5 книг, которые должны прочесть каждые мальчик и девочка?

Недавно я перечитала трилогию советского писателя Алексея Черкасова романы «Хмель», «Черный тополь» и «Конь рыжий». Люблю роман Островского «Как закалялась сталь». Ну а роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир» должен прочитать каждый школьник. Назвать этот список топ-5 книг, которые стоит прочесть любому школьнику, наверное, не стоит. В том смысле, что всему свое время. Может быть, сейчас детям нравится другая литература, а я человек другой эпохи. В любом случае, каждому ребенку нужно читать классику литературы.

Что бы вы пожелали читателям журнала к Новому году?

Прежде всего, хочется сказать, чтобы родители, бабушки и дедушки, дяди и тети любили своих детей и уделяли им внимание не от случая к случаю, а даже в бешеном ритме этой жизни, находили время поговорить, просто обнять, поцеловать, сказать «Я тебя люблю, солнышко». Это самое дорогое. Я очень много работаю и общаюсь с детьми-сиротами и в разговоре понимаю, что им не хватает того, чтобы их обняли. Просто обняли. Я не могу понять, почему родители оставляют своих детей, почему они жестоки с ними. Детей нужно любить, а не ругать, если они в чем-то не преуспели, если в школе есть проблемы с тем или иным предметом. Не нужно в своих детях реализовывать то, чего не достигли сами родители. Нужно интересоваться тем, что интересует ваших детей. Помогать реализовываться в том, что им интересно.

Добра, мира, процветания каждой семье!

Беседовал: Захар Зинченко

Фото: из личного архива

 

comments powered by HyperComments