Сложно далась эта статья. Очень много противоречий и интернет здесь совсем не в помощь, т. к. написанное там еще больше запутывает. Это и не удивительно — поколение Z хоть уже и сформировалось, обладает уникальными признаками, но мало изучено, да и я пропитан стереотипами, как человек уже повзрослевший и получивший разный опыт.

dxotwsqxcaavrpd

Теория поколений стала известна не так давно и хоть отдельные исследования о поколениях были в XIX и XX веках, в т. ч. среди отечественных ученых, сформулирована она была лишь в 1991 году американцами. Последние же, являясь отличными маркетологами, смогли хорошо продвинуть свою теорию в мир бизнеса. Полное описание теории заинтересованные смогут найти во Всемирной паутине.

Основная идея сводится к тому, что рожденные в определенный период, под влиянием разных факторов, обладают своеобразным набором ценностей и отличаются от других поколений. Типичный пример, который я помню с детства, отношение наших бабушек, переживших голодные годы войны, к продуктам питания, запасам соли и спичек «на всякий случай». Но мы не будем здесь описывать все поколения, остановимся лишь на одном, которое назвали Z.

Когда говорят о теории поколений, то обязательно делают привязку к какому-то году. Но строго говоря, это не вполне верно — для разных регионов, культур, менталитетов — появление признаков нового поколения может отличаться в ту или другую сторону. Например, за начало для поколения Z берут и рожденных в середине неспокойных 90-х. прошлого века и тех, кто был рожден в относительно стабильных 2000-х. Первая цифра больше относится к тем, кто рожден в западных странах, последняя уже для нашей страны. Все дело в том, что для поколений важна не дата, а условия, в которых формируются общие ценности. Так, на поколение Z оказали влияние технологии коммуникации, вошедшие в нашу жизнь в XXI веке — интернет, планшеты, смартфоны и т. д. Не углубляясь в теорию, хочу познакомить вас с несколькими признаками этого поколения, а соглашаться с ними или нет — решайте сами.

z

Признак первый — они индивидуалисты, которые надеются только на себя, делают ставку на свою уникальность и развивают свой потенциал. Они строят для себя мир безопасный и управляемый, при этом автономный. Взаимодействие с другими бывает по необходимости, оно носит кратковременный характер, но зато количество этих контактов довольно большое. Вы еще удивляетесь, почему им не присущ дух коллективизма и групповой работы? Просто попробуйте СВОИМ телефоном пользоваться сообща с другими людьми.

Признак второй — многозадачность. Поток информации, многочисленные вкладки в браузерах, перекрестные ссылки в онлайн-текстах — все это выработало умение быстро перескакивать между задачами и практически одновременно решать их. Недавно я встречал статью, где объяснялось, что человек не компьютер и не может перескакивать с одной задачи на другую. Не буду оспаривать видных ученых, но это поколение реально мыслит и переключается между задачами быстрее нас, как и анализируют большие объемы данных — с этим сталкивался не раз. Правда...

Признак третий — «мало знают». Не случайно взял в кавычки, т. к. знают ребята много, просто это не те фундаментальные знания, которые мы получали в школе, и которые нужно было учить. Им вообще не хочется заучивать информацию, в этом нет смысла — google всегда подскажет и даст миллионы ссылок на любой вопрос.

Признак четвертый — инфантильны и безответственны. Точнее, нам, взрослым, кажется так. На самом деле у этих ребят есть четкие приоритеты, и они следуют им, игнорируя наши желания. В этом мне пришлось убедиться совсем недавно. Дело в том, что на днях мы с моей коллегой — Натальей Райт закончили работу с группой подростков, обучая их основам предпринимательского подхода. Их выпускные проекты — удивительны, то, что ребята за время проекта сделали — не всегда делают в более взрослых группах. Они не просто описали проекты на бумаге, а сделали реальные шаги, договорились с реальными предпринимателями и заработали свои первые реальные деньги. Просто потому, что в списке их приоритетов стояли эти задачи.

Gen0

Признак пятый — взрослые для них не авторитетны. Да, бесполезно взывать к нашему опыту, к нашим сединам и заслугам. Бесполезно их заставлять, т. к. они будут саботировать ваши попытки или уйдут (об этом мне не раз говорили клиенты-предприниматели). Но если человек обладает опытом и знаниями, которые нужны Z и этот профессионал готов к общению на равных, то взаимодействие выстроится и принесет реальный результат. Но лишь на то время, пока Z будет чувствовать в этом потребность.

Признак шестой — карьера их не интересует. Бесполезно их мотивировать тем, что они «чего-то добьются в жизни», что через пять лет они могут стать «старшими менеджерами» или даже «начальниками отделов». Это очень долго, а результат нужен сейчас. В компьютерной игре ведь много уровней и для прохождения одного из них не требуется год или даже месяц. Это значит, что в жизни им нужна бесконечная череда «маленьких» достижений. Дробите задачи и награждайте их за каждую — неважно, идет речь о работе или воспитании подростка в семье.

Признак седьмой — не любят графики и расписания. Это мы ждали, когда начнется «В гостях у сказки» или воскресные диснеевские мультфильмы. Если пропустишь — то в следующий раз эта опция будет доступна только через неделю. Ребята из поколения Z привыкли в любое время находить фильмы в Youtube. Они не привыкли ждать и быть в рамках, а значит, если вы заинтересованы в таких клиентах или сотрудниках — будьте готовы мгновенно реагировать на их запросы. Ну а если вы родитель, то просто учтите это в своем воспитательном процессе.

Конечно, это не полный перечень всех критериев, но из них вы уже можете представить себе, что за поколение приходит в этот мир. Они быстрее нас начнут (уже начали) вести экономическую деятельность, они без тени сомнения займут наши места, просто потому что мы будем менее эффективными и у нас совсем мало времени, чтобы научиться говорить с ними на одном языке и повысить свой уровень настолько, чтобы остаться интересными для них...

Текст: Алексей Арбузов

 

comments powered by HyperComments