Рассуждай токмо о том, о чем понятия твои тебе сие дозволяют. Так: не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?
(Козьма Прутков)

9Андрей Неровных, психолог

Я решил сегодняшнюю статью посвятить категоричности как таковой. С категоричностью мы все сталкиваемся каждый день. Достаточно почитать комментарии на любом ресурсе, по любой мало-мальски значимой теме. Можно включить любой канал с любым ток-шоу. Масса самых разных людей, которые абсолютно все знают, и имеют по любому вопросу свое мнение. Другого мнения, даже если оно правильное, для них не существует. В детском саду и в школе, в автобусе и на работе, около нас всегда они, — всезнающие и уверенные в своем знании граждане. Они удобно расположились как в реальной, так и в виртуальной составляющей нашей жизни. Иногда, кажется, войдешь в собственную ванную комнату, или на свою страницу в Интернете, а оттуда прозвучит категоричное: «Вы делаете это неправильно. Надо делать вот так».

Категоричность, с точки зрения психопатологии

Категоричность является одним из главных признаков психического инфантилизма, психической незрелости человека. Таким людям свойственно экстренно переходить от вскочившего на носу пустяка к теоретическим всеохватывающим обобщениям.

Примеры:

В поликлинике ребенку поставили не сразу точный диагноз. = Все врачи плохие, а система здравоохранения ужасна.

Ошиблись в начислении пособия. = Вся социальная сфера неправильная, а работают везде — воры и тупые.

Один мужчина решил изменить жене. = Сразу глобальный вывод — все мужики гуляют.

То есть, имея свой конкретный, ограниченный рамками собственной жизни опыт, человек глобализирует его до вселенских масштабов и гордо несет в окружающее пространство как знамя.

Иногда, и это, пожалуй, самый неприятный вариант, такой человек наукообразно ссылается на «авторитетный» источник знания:

— Я прочитала книгу Иванова, поэтому...

— Петров вчера сказал что...

И невдомек рассуждающему бедолаге, что мнения Иванова и Петрова в среде профессионалов по данной проблематике даже неизвестны и никого на самом деле не интересуют. Почему бедолаге? Просто жалко таких людей. Ведь они, как в клетке, ограничены своей категоричностью. Своим невежеством. Так как они при этом абсолютно уверены в том, что уже знают все, то учиться, слушать другое мнение, или, по крайней мере, дискутировать совсем и не надо.

Что характеризует такое безапелляционное суждение? Выражение своего субъективного, зачастую эмоционального отношения к какому-то явлению вместо объективной и адекватной его оценки. Иногда склонность к подобным суждениям развита до уровня клинического симптома. В психопатологии такая беда определяется, как свойство инфантильной личности, страдающей от той или иной формы личностной или социальной дезадаптации, и преодолевающей эту дезадаптацию с помощью эгоцентризма.

Вот — эгоцентризм:

«Не учите меня воспитывать моего ребенка!».

А почему не поучиться-то? Ведь воспитание ребенка — очень серьезный процесс и требует как раз постоянной учебы и работы над собой самого родителя. «Я сама знаю, что и как говорить мне своему мужику!» Ну и ладно, раз знаешь, — говори.

Часто звучащее «Я» в речи показывает, что часть личности взрослого человека застряла на подростковой стадии развития, и продолжает там жить. Часто такое встречается у молодых мужей и отцов, а иногда и не у молодых. Подростковую категоричность выдают даже за признак мужественности.
«Мужик сказал — мужик сделал» — классический пример подросткового, маскулинного слогана.

Вот дезадаптация:

«Делай, что я тебе сказал!», «Ты не слышал, что сейчас произнес отец?».

Это попытка скрыть свою беспомощность, растерянность перед неконтролируемой ситуацией во взаимодействии с детьми или другими членами семьи. Когда не хватает авторитета, разума, такта наступает бессмысленная агрессия. Маскулинизация поведения переводит ее на эмоциональный, совершенно неуместный в плане воспитания уровень...

А вот — инфантилизм:

«Ты мне, что мама?! Не учи меня жить!»

Очень характерная фраза. С точки зрения психологии, она несет массу информации о личности говорящего.

Упоминание мамы в речи сообщает о психической незрелости, инфантильности, подростковости высказывающегося. Выдает подсознательное желание привлечь маму к устранению напряжения в той или иной ситуации, вернуться в счастливое детство и, таким образом, избавиться от всех проблем разом.

Функция зрелого взрослого не по возрасту, а по поведению человека, состоит в анализе ситуации, жизненного эпизода, значимых и волнующих событий. Он и в отношении своих детей и в отношении всех остальных людей проявляет себя в аналитических высказываниях, которые устанавливают значимость и уместность чьего-либо действия, суждения и т. д. Взрослый, с помощью аргументированного суждения, определяет реальные качества поступка, предмета, источника информации, поведения. То есть оценивает и анализирует не личность другого человека, оставьте ее в покое, а предмет его действий, их результат и качество, социальную ценность.

Подобную функцию взрослый зрелый человек может выполнять только, если он компетентен в предмете анализа. Тогда он получает право оценивать, а совсем не потому, что у него рост больше, больше килограммов веса и по документам он родитель. И, конечно, не потому, что он зарабатывает и кормит.

Зарабатывать и кормить — священная прерогатива взрослого зрелого человека, его суть и достоинство, — основной смысл взрослости.

Есть уверенные в «своей безусловной правоте» люди, которые, сложив кусочки своего знания по какому-то поводу, как пальцы в кулак, не слышат и не рассматривают никаких других вариантов и доводов.

Пример:

Если кто-то мне возражает, я согласен, если аргументировано. А если по принципу «Этого не может быть потому, что не может быть никогда!»?

Говорят, что категоричность — родная сестра ограниченности. Говорят, что еще одна сестренка у них есть — глупость.

Перефразируя великого Л. Н. Толстого, скажу, что все умные люди умны по-разному, а категоричные люди, категоричны одинаково.

Что у таких людей одинаково:

— Дилетантство. Обычно они рассуждают на темы, в которых их компетентность стремится к нулю и основана на прочтении одной, иногда даже двух популярных брошюр по «рассуждаемой» теме или на мнении какого-то авторитета.

— Отсутствие авторитетов. Для него их просто нет. Ведь уже есть один главный и непререкаемый авторитет — он сам.

— Инфантильность. Про нее уже написано выше. Она проявляется в том, что серьезные события, решаются с помощью эмоций — слез, гнева, агрессии. Возникает иллюзия того, что накопившиеся беды можно решить с помощью эмоций, а не тяжелым, однообразным трудом.

— Эгоцентризм. Это когда в диалоге часто звучит «Я», и сам диалог становится категоричным монологом.

— Дезадаптированность. Все вышеперечисленные проявления категоричной личности становятся заметными при возникновении ситуации, которую решить необходимо, а возможностей спокойного рационального решения нет. Человек, скрывая свою беспомощность, агрессирует. Или, скрывая ранимость, — ведет себя нагло и вызывающе и т. д.

Продолжение в следующем номере.

Андрей Неровных, психолог

 

comments powered by HyperComments