Восстановить историческую справедливость на музыкальном поприще в Хакасии, взялась целеустремленная Марина Штарк. То, что душу свою Марина Геннадьевна отдала хоровому искусству — неоспоримый факт. Она — основатель и на протяжении более 30 лет бессменный руководитель хоровой студии «Каданс», в которой поют только девушки. Но ведь первыми в этом хоре запели... мужчины!

L38A0150Марина Геннадьевна Штарк

— Мужское пение — древнейший вид хорового искусства, корни которого уходят в X век. Вспомните церковные богослужения: на протяжении многих веков звучали хоры, состоящие из мужских и мальчишеских голосов. А чистое, хрустальное звучание дискантов сравнивают с пением ангелов. Можно сказать, что хоры мальчиков — это восьмое чудо света, ведь такие коллективы — во всем мире явление редкое, — делает экскурс в историю Марина Штарк. — До революции в каждом привилегированным мужском учебном заведении обязательно был ученический хор.

Чуть больше года назад, 1 февраля 2017 года (в день рождения симфонического оркестра филармонии Хакасии), была создана «Детская концертная студия — Детская филармония», которую возглавила Марина Геннадиевна. Это официально, что называется на бумаге. Потому как все предпосылки для этого значимого момента были заложены более десяти лет назад: все это время под крылом «взрослой» филармонии набирало силы так называемое детско-юношеское объединение. Именно здесь выросли хор «Каданс», хореографический ансамбль «Талисман», а затем и ансамбль хакасского танца «Кун Сузы».

К сегодняшнему дню созданы три коллектива: хор мальчиков от трех до шести лет, хор юношеский и хор смешанный. За непродолжительное время ребята спелись, что и продемонстрировали на отчетном концерте. Малышня, подчас плохо проговаривающая слова, но старательно поющая, вызывает умиление. Ничего, было бы желание, а петь талантливые педагоги научат.

L38A0096

— Искусство хорового пения — это коллективное искусство. Совместное пение развивает творческие способности, формирует художественный вкус. И заставляет душу трудиться. Наши ребята не стесняются выражать свои чувства, умеют сопереживать, они менее агрессивны, — говорит Марина Штарк. Она, похоже, растворяется в своих воспитанниках.

— Чаще всего родители стремятся отдать мальчишек в спорт, вырастить их сильными. Но если сын хочет петь, препятствовать этому не надо. Кстати, ничто не воспитывает мальчишек лучше, чем сцена, которая обязывает к абсолютному, стопроцентному качеству. Сцена просто не позволяет не выкладываться! Это тоже волнение и, может, даже большее, чем в спорте. И наши ребята эту эмоциональную нагрузку выдержали с достоинством.

Со времени создания хоров прошло меньше года, но результаты уже есть.

— Один из главных показателей: никто не ушел. Все — молодцы. За это время они выросли не только творчески, но и духовно.

— Есть ли у вас свои Робертино Лоретти?

— Конечно! Есть прекрасные голоса! Могу назвать с десяток талантливых мальчишек, пророчу им блестящее будущее на сцене.

L38A0099

— Марина Геннадьевна, мальчишеский голос имеет свойство меняться. Не обидно — работали, душу вкладывали, раз — и нет голоса? Весь труд пропал.

— Раньше, действительно, когда голос мутировал, тогда мальчики не пели. Сегодня новая техника, и в мутационный период пение не прекращается, используется щадящий режим певческих нагрузок. И теперь парни не боятся, а ждут, как изменится их голос — будет баритон или бас? Присматривают новый репертуар.

— Вы счастливый человек: всё задуманное вами, — казалось бы, недостижимое, — исполняется.

— Увы, если бы это было так... Мечтала быть солисткой в оперном театре, — не сложилось по ряду обстоятельств. Но эта мечта воплощается в моих учениках. Очень ими горжусь, — те, кто решил связать свою жизнь с музыкой, сейчас учатся в престижных музыкальных институтах, работают в оперных театрах и различных творческих музыкальных коллективах.

Но и те, кто не стал профессиональным музыкантом, остались в моей жизни и жизни хора «Каданс»: кто-то приводит своих детей учиться музыке, кто-то продолжает петь в хоре. А многие стали меломанами и часто приходят в филармонию на концерты классической музыки.

Верю: у моих мальчишек будет блестящее будущее! Я давно мечтаю о том, чтобы в Хакасии был Камерный хор. Но, к сожалению, не всё зависит от нас, педагогов, есть другие силы... Здесь требуется в том числе и воля правительства, как это случилось с созданием симфонического оркестра и ансамбля хакасского танца «Кун сузы».

А мы сделаем всё от нас зависящее для того, чтобы наша мечта воплотилась в жизнь.

Текст: Марина Алехина

 

comments powered by HyperComments