Ты еще в самолете, но уже наготове. Смотришь вниз — и тебе совсем не страшно, потому что на высоте четыре тысячи метров ты просто не ощущаешь высоты. Секунды до прыжка... Сейчас... Ты набираешь в легкие побольше воздуха, отрываешься — и делаешь прыжок... 

У тебя больше нет никакой опоры, ты не привязан ни к чему, от дикой скорости в ушах свистит... Ты испытываешь сумасшедший, ни с чем не сравнимый драйв...

И ты больше никогда не будешь смотреть на мир прежними глазами.

IMG 0068

Наверное, так это происходит. Я пока не знаю. Передо мной сидят двое — Инна Сафронова и Дмитрий Кокорин. Они парашютисты. Обоим чуть за 30. И в редакцию «ТВ» они пришли для того, чтобы рассказать, каково это — летать. Чтобы те, кто пишет в соцсетях о своей мечте прыгнуть с парашютом, знали: исполнить их мечту можно, и сделать это можно буквально в ближайшие выходные.

— Это страшно?

— О-о-о... Это очень страшно! — отвечает Дима. — Но на самом деле страшее второй прыжок, когда ты уже знаешь, что будет. Когда ты летишь в первый раз, ты минуешь стадию свободного падения: почти сразу, через три секунды, раскрывается парашют.

А в дальнейшем ты в свободном падении находишься две трети времени полета. Мы прыгаем с высоты 4 тыс. метров, а раскрытие происходит на высоте 1 200 метров.

— Вы говорите, что прыгнуть может каждый. Но кто-то же отвечает за то, чтобы с новичком ничего непредвиденного не произошло?

— Прыжки организуют специализированные учреждения, входящие в федерацию парашютного спорта. Это аэродром «Танай» на границе Кемеровской и Новосибирской областей. Уровень организации и сертификации инструкторов, которые сопровождают прыжок новичка, на мировом уровне. Чтобы вы поняли, каков он, достаточно сказать, что в 2020 году там пройдет Чемпионат мира по парашютному спорту.

Таким образом, практически любой может сделать платный тандем-прыжок с инструктором. Ты заполняешь анкету, и за тебя полную ответственность несут инструктор и организация, которая организует прыжки. Но у тебя должны быть оформлены специальная страховка, ежегодно обновляемая медицинская справка о том, что с психикой все в порядке и нет каких-то особых заболеваний.

Там работают опытные люди, которые сразу видят, готов ты или нет.

2013г первые прыжки 11

 Первые прыжки, 2013 год

Высота для новичка примерно четыре тысячи метров. Прыжок выполняется на куполе типа крыло. Это затяжной прыжок. С куполом ты как мешок картошки приземляешься, а с крылом все происходит мягко.

Новичок проходит обучение, изучает теорию, практику. После этого он получает допуск. То есть у него есть документ, согласно которому он несёт в том числе и материальную ответственность за аренду оборудования и за свои действия.

Прыгаем мы с самолета в основном Л-410. В оплату входит подъем, работа инструктора, страховка, экипировка (шлем, очки). 

— Инна, вы говорили, что у вас на счету 148 прыжков. А вы хорошо помните, как это было в первый раз? 

— Конечно! Это было в 2013 году. Я приехала не просто попробовать, а целенаправленно, чтобы начать обучение. Мы с инструктором были прикреплены друг к другу ремнями, я находилась спереди, со стороны мы были похожи кенгуру с кенгуренком.

Пробный полет — это знакомство с небом. Он нужен, чтобы посмотреть, как человек себя поведет. Может, его стошнит. Когда я летела в первый раз, мы прыгнули, сразу «на поток легли», я хапнула воздуха, у меня перехватило дыхание, и я только на полпути смогла отдышаться.

После этого я уже прыгала самостоятельно, но первые три прыжка со мной рядом летели два инструктора. Они были рядом, наблюдали за мной, поддерживали, давали какие-то задания, и я постепенно училась владеть своим телом в свободном потоке.

Дмитрий говорит, что с детства мечтал прыгнуть. Видел как-то прыжки десантников — это было удивительно красиво.

— Мне захотелось, чтобы это вошло в мою жизнь. Я приехал домой и стал искать, где можно начать заниматься этим спортом. Искал в интернете сведения. И выяснил, что в Абакане нет для этого никакой возможности. Нет в Хакасии для парашютизма никаких ресурсов — нет аэродрома, нет самолетов, нет инструкторов.

2013г первые прыжки 10

 Первые прыжки, 2013 год

ДОСААФ вроде бы и существует, но прыжками там никто не занимается. Есть в городе пара человек, уже в возрасте, которые еще при Советском Союзе прыгали, но современный парашютизм — это совершенно пустая ниша. Наконец, в 2014 году, я нашел в Красноярске аэродром Манский и там сделал свой первый прыжок.

Поскольку аэродром расположен в соседнем регионе, да и парашютный спорт не из дешёвых, часто прыгать не удаётся. Плюс зависимость от погодных условий. Он только в начале пути, и признается, что высота страшит его.

— Все боятся. Спортсмены, у которых уже за тысячу прыжков, говорят, что страх уходит после сотого прыжка. Но вообще страх высоты — таинственная вещь. Я видел, как десантники, здоровенные ребята, отказывались от прыжка, говорили: «Боюсь!». И видел, как бабушка лет 65 — чик — и, без всяких эмоций, улетела.

Страх тоже подпитывает это влечение к прыжку. Есть адреналиновые наркоманы, и с парашютистами это как раз тот самый случай. Ты чувствуешь свободу, полную свободу! Ты не привязан ни к чему, смотришь на весь мир свысока. Это круто!

— Сколько длится прыжок?

— Примерно минуту. Смотря на какой ты высоте и когда раскрывается парашют.

— Всего минута?!

— Переживание во время полета очень странное. Скорость огромная, а время замедляется, — объясняет Дмитрий.

IMG 0006

— А что, если парашют не раскроется?

— В наше время это маловероятно. Современные системы устроены так, что даже если вы не раскроете парашют, страховочная система включится и раскроет его автоматически. Есть страховочный патрон, который взрывается и перерезает веревку. Радиооборудование сообщает тебе, на какой ты высоте.

— Но всё-таки... если во время прыжка что-то пойдет не так?

— Есть специальная служба, которая расследует несчастные случаи. Но это бывает очень редко.

Некоторые виды парашютной активности 

Точность приземления (групповая, личная) — задача парашютиста состоит в поражении мишени размером в 3 см.

Акробатика групповая связана с совместным прыжком нескольких парашютистов, координирующих свои действия в свободном падении. Соревнования проводятся в командах из 2, 4, 8 и 16 парашютистов. Их задача — в течение заданного времени сделать максимум маневров и перестроений.

Акробатика купольная — очень зрелищный и весьма опасный вид парашютного спорта. Спортсмены сходятся и выстраивают этажерки из куполов и образуют фигуры, входя в контакт с парашютами других спортсменов.

Скайсерфинг — прыжок с лыжей и выполнение различных фигур в свободном падении. В команду входят лыжник и оператор. Оценивается качество и артистизм выполнения фигур, а так же работа оператора. В зачет идет только 50 секунд прыжка.

Фристайл — спортсмен должен показать четкое исполнение гимнастических фигур, сделанных телом в свободном падении.

Фрифлай — элементы выполняются сидя или вниз головой.

Бейс (башня-антенна-мост-скала) /B. A. S. EBASE — прыжки с неподвижных объектов небольшой высоты: высоких зданий, скал, ЛЭП, опор мостов, кранов. Почти везде в мире бейс официально запрещён в связи с его опасностью.

IMG 0014

— Есть люди, которые любят одиночные виды спорта, а есть коллективисты. Каковы особенности группового прыжка?

— Когда ты один летишь в пространстве, оценить себя просто невозможно. А группа предоставляет ориентир. Она помогает соблюдать баланс и быть на одной высоте друг с другом, подстраиваться, и при этом выполнять какие-то элементы. Это совсем не просто. Но когда всё получается, ты смотришь партнеру в глаза, вместе с ним радуешься, что получилось, и вы оба такие эмоции сумасшедшие испытываете!

Есть люди, которые давно вместе летают, и они друг друга понимают, чувствуют без слов, по одному жесту, взгляду. И... поймите, всё это на бешеной скорости, в полете!

— Парашютистов ведь называют ещё воздухоплаватели, есть такое выражение: «нырять в воздух». Как они управляют этой эфемерной воздушной стихией? Как, например, в воздухе можно координировать скорость? 

— Рычаги управления — это наше собственное тело,— объясняет Инна.— Любое положение руки, ноги, головы, корпуса могут управлять, притом на больших скоростях.

Оптимальное положение тела — это когда лежишь на восходящем потоке лицом вниз. На сленге парашютистов это называется «на пузе». Перейти в такое положение из любого беспорядочного падения — дело опыта, надо просто придать своему телу правильную аэродинамическую форму, и воздушный поток сам повернет его как надо. «На пузе» — это самая легкая поза, и скорость при этом замедляется.

Если я сделаю вот такой поворот руки — меня потянет в сторону. Если сделаю вот такое движение — меня начнет крутить вокруг своей оси. Так же и с ногами.

Чем сильнее выгнешься, тем быстрее полетишь.

Быстрее всего летишь, когда ты расположился вертикально и идешь на посадку. Тогда ты летишь на огромной скорости, и вокруг такой свист!..

IMG 7697

— А в группе? Вы же буквально подлетаете друг к другу?..

— Да, можно подлетать друг к другу, удаляться, притом очень далеко,— Дима смеётся. По-моему, он и сам в полном восторге от всего этого. 

— С парашютом?

— Нет, в свободном падении, на скорости, в том-то и дело! Например, выпрыгивают из самолёта восемь человек, им нужно за кратчайшее время собраться на одной высоте, выполнить какие-то фигуры, чтобы никто вниз не ушел, и на определенной высоте все должны улететь в разные стороны на нужное расстояние и одновременно раскрыть парашюты.

— Как?! Есть же гравитация!

— А вот этому-то в школе и учат.

Надо еще, чтобы никто ни в кого не врезался! Скорость, в среднем, — 250 км в час. В зависимости от позы она может развиться и до 500. Представляете, что будет, если вы на скорости 200 км в час врезаетесь в другого человека?

В воздухе можно и ногу сломать друг о друга. Поэтому, чтобы прыгать в группах, должен быть достаточный опыт.

— Дима, на своих страницах в соцсетях вы выкладываете фотографии и приглашаете людей их Хакасии в поездки на аэродром в Кемерово. Какова ваша цель?

— Да, сейчас мы собираем группы и все вместе ездим на выходные. Любой может попробовать, причем в группе стоимость поездки на микроавтобусе получается дешевле. Много людей мечтают о таком прыжке, и мы хотим помочь им исполнить свою мечту. Мы просто решили: если у нас этого нет, почему бы не сделать хорошее дело и не показать людям, как это может быть. Почему бы не показать им это сообщество, эту атмосферу?

IMG 7730

— А что это за атмосфера?

— Там поле — и вокруг аэродрома полная инфраструктура. Местность обалденная, есть и домики, и кафе, и бильярд, и сауна, и открытый бассейн с подогревом, и детская площадка. Поскольку кемеровчане готовятся к чемпионату мира, там построили все.

Туда приезжали и собирали формации мировые спортсмены. Би Джей Ворт, каскадёр Джеймса Бонда, приезжал с группой спортсменов, которых он пригласил. Туда съезжаются парашютисты из Иркурска, Новокузнецка, Караганды, Томска... Мы хотим, что хакасцев там было побольше. Даже не прыгая, там можно хорошо провести время.

— Женщин много? 

— Много, их примерно 40 процентов. Там собираются люди разных профессий. Очень много творческих людей, есть художники, КВНщики, банковские работники, механики, физики, архитекторы... И любой парашютист может обратиться к другому за помощью.

Возможно, потому, что пока еще нас не много, мы все видим друг друга, ценим и с удовольствием общаемся.

— Дело в том, что, когда ты совершаешь такой прыжок, это сильный стресс для организма, для психики. И людей, которые вместе испытывают такие переживания, это очень объединяет, — подхватывает Инна. — На аэродроме нет статусов у людей. Есть один статус — статус спортсмена. Никто не смотрит на уровень достатка, все друзья. От охранника до директора холдинга.

Там у людей формируются какие-то другие ценности. Ты запросто можешь оставить свои дорогостоящие вещи — их никто не возьмет. Один мой друг оставил кошелёк — на виду, на столе, в классе. Позвонил мне, попросил забрать. И у меня не возникло даже мысли, там он ещё или нет. Пошла и забрала его.

Я думаю, у людей, которые связаны с такими переживаниями, как во время полёта, формируется просто другое мировоззрение. Они исподволь привыкают соизмерять, что важно, что не важно.

Есть кошелёк — а есть ощущение свободы. Есть жизнь.

Беседовала Елена Осипова

 

comments powered by HyperComments