2 апреля ежегодно проводится Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Об этом диагнозе много говорят и пишут, но однозначного понимания, что же это такое на самом деле нет даже у ученых. Следуя знаменитому фильму «Человек дождя», людей с аутизмом называют то дождиками, то инопланетянами, то людьми будущего. Конечно же, такие абстракции к реальности не имеют отношения. Специально для читателей журнала «Территория выбора» мы расскажем, почему необходимо информировать людей об аутизме, а также о первых признаках проявления этого состояния.

64

Евгения Никитина, мама Вовы, которому диагностирован аутизм, рассказывает о том, почему необходимо каждому знать об аутизме:

— Людям всегда нужна достоверная информация, там, где ее не хватает, растут домыслы и сказки, возникает непонимание, сопротивление, отторжение, конфликт.

Во-первых, я хочу, чтобы люди с пониманием относились к моему ребенку. Для меня важно сообщать в случае нетривиального поведения моего сына в обществе причину такого поведения. Мне нравится, что некоторые родители детей с расстройством аутистического спектра (РАС) раздают в такой ситуации визитки с кратким содержанием проблемы и вашими действиями, если вы хотите помочь.

Во-вторых, каждый 68-й ребенок в мире имеет РАС, вероятность очень большая и родители маленьких детей должны быть информированы о главных симптомах аутизма и о том, что есть способы раннего вмешательства, которые могут изменить многое.

В-третьих, это привлекает внимание неравнодушных людей к проблеме и помогает родителям не закрываться в себе, находить друг друга и объединяться.

autism1

Что же такое аутизм?
Аутизм входит в группу пяти первазивных расстройств развития, для которых характерны обширные отклонения в социальных взаимодействиях и коммуникации, а также узость интересов и явно повторяющееся поведение. К расстройствам аутистического спектра (РАС) относятся: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, органический аутизм и аутистическое расстройство. Все эти термины описывают разные проявления одного и того же нарушения. Индивидуальные проявления аутизма охватывают широкий спектр: от лиц с тяжелыми нарушениями, имеющими сопутствующую умственную отсталость, часто у них имеются расстройства моторики и координации, проблемы с желудочно-кишечным трактом, нарушения сна, — до социально активных высокофункциональных аутистов, расстройство которых проявляется в странностях при общении, узости интересов и многословной, педантичной речи. Для людей с РАС также характерны особенности восприятия информации, трудности с концентрацией внимания и раздражительность.

Причины аутизма
Рассматривая совокупность исследований, связывающих аутизм с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии и если добавить к ним многообразие внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, то невольно приходишь к выводу, что, скорее всего, аутизм возникает по совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство. Причем не исключено, что в каждом конкретном случае у аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок, и внешних триггеров.

200858be4c60ca775

Первые признаки
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту, обычный ребенок чаще овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.

Перечислим странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:

  • ребенок не смотрит в глаза;
  • говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
  • все время повторяет слова, фразы;
  • ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
  • не произносит слова, мычит;
  • не интересуется игрушками, ровесниками, не играет с другими детьми;
  • ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
  • трясет головой, руками, раскачивается;
  • ходит на носочках;
  • грызет пальцы, руки;
  • бьет себя по лицу;
  • у ребенка истерики, приступы агрессии;
  • боится незнакомых/ чужих;
  • пугается звуков, вздрагивает;
  • боится света, все время выключает его.

65266152

Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это необязательно аутизм. Однако стоит озаботиться и обратиться к психиатру.

Фото из открытых источников

 

 

 

 

comments powered by HyperComments