За последние несколько лет Федеральная налоговая служба изменила стратегию проведения налоговых проверок: от принципа «периодичности» в 90-х годах до риск-ориентированного подхода в сочетании с побуждением налогоплательщиков к добровольной уплате налогов с раскрытием налоговых рисков на современном этапе. Объектом проверок становятся налогоплательщики, имеющие наиболее высокий уровень рисков совершения налоговых нарушений.

В 2010 году налоговыми органами Хакасии была проведена 221 выездная налоговая проверка, доначисления на одну проверку составили 2,5 млн рублей. В 2013 году — 206 проверок с эффективностью одной проверки — 3,5 млн рублей. За 2017 год количество проверок — 83, доначисления на одну проверку составили 7,0 млн рублей.

С учетом применения новых подходов количество выездных проверок по Республике Хакасия снизилось на 62%, а эффективность возросла почти в 3 раза.
О том, как используется метод риск-ориентированного подхода в работе налоговой службы Хакасии состоялся наш разговор с заместителем руководителя УФНС России по Республике Хакасия Юлией Никитиной.

1Юлия Никитина, заместитель руководителя УФНС России по Республике Хакасия

Реформа контрольно-надзорной деятельности как средство повышения информационной открытости органов государственной власти

Комплексная реформа системы государственного контроля и надзора осуществляется по поручению главы государства в формате «Открытого правительства». В ее основе лежит переход на риск-ориентированную модель проверок, когда частота проверок зависит от степени потенциальных рисков.
Риск-ориентированный подход должен быть внедрен практически в каждом контрольном ведомстве к 2019 году.

По мнению ряда экспертов и финансовых аналитиков, наибольшее распространение, открытость и понимание получил риск-ориентированный подход в контрольной деятельности налоговых органов.

С помощью риск-ориентированного подхода выбор формы, продолжительность и периодичность проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к определенной категории риска.

Цель риск-ориентированного подхода — это оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижение издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; повышение результативности деятельности государственных органов.

Налоговая служба нацелена на повышение результативности и эффективности госконтроля, а также на снижение избыточного вмешательства в деятельность бизнеса

Использование нового риск-­ориентированного подхода предполагает классификацию налогоплательщиков по степени риска осуществляемой финансово-­хозяйственной деятельности, ее влияния на определенную отрасль экономики и уровень налоговых поступлений в бюджет.

Важным последствием внедрения данного подхода станет полное прекращение плановых проверок для объектов с низкой степенью риска и акцент на объекты повышенного риска.

Ожидается снижение административной нагрузки на организации и предпринимателей. Будут внедряться в работу современные информационные системы, продолжена конструктивная работа с бизнесом, его информационная поддержка и стимулирование добровольной уплаты налогов.

Не менее значимым станет формирование реестра обязательных требований и классификатора нарушений, а также реализация принципа «сначала предупреждение, потом штраф» для нарушений, выявленных впервые.

Оцените ваши риски

Применение риск-ориентированного подхода к выездному налоговому контролю официально определено в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Это открытый документ, разработанный с целью создания единой, открытой и понятной для налогоплательщика и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок. C документом можно ознакомиться на сайте ФНС России.

В рамках Концепции опубликованы 12 общедоступных Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые используются в процессе отбора объектов для проведения налоговых проверок, в том числе информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

В ближайшей перспективе через «Личный кабинет» для налогоплательщиков будет реализована возможность самостоятельного автоматизированного формирования досье рисков с цветовыми индикаторами, свидетельствующими о наличии либо отсутствии соответствующего риска (так называемый Климат-контроль).

Зеленый. Красный. Желтый

Кроме общедоступных критериев, налоговыми органами используются критерии, формируемые из внутренних и внешних источников информации — это информационные ресурсы налогового органа. Совокупность данных критериев позволяет с помощью риск-анализа распределить налогоплательщиков по трем зонам риска: низкой, средней и высокой.

Информация о зонах риска отражается в виде цветовых индикаторов:

  • Низкий уровень рисков (зеленый цвет) — компания ведет активную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и полностью оплачивает налоги. Такая компания обладает соответствующими ресурсами и активами, и ее деятельность подлежит упрощенному контролю, в том числе путем информирования, консультирования и проведения дистанционного мониторинга.
  • Высокий уровень рисков (красный цвет) — налогоплательщик обладает признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами; он не обладает достаточными ресурсами и активами для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства либо исполняет их в минимальном размере, и, как следствие, подлежит усиленному контролю с проведением максимального комплекса контрольных мероприятий.
  • Средний уровень рисков (желтый цвет) — налогоплательщики, которые не включены в вышеназванные группы, в отношении которых должен проводиться обычный контроль, в том числе с приглашением налогоплательщиков в налоговый орган с целью побуждения к добровольному уточнению своих обязательств (до включения в план выездных налоговых проверок).


«Публичные обсуждения» в налоговой — открытая площадка для разговора с представителями бизнеса и общественности

Контрольно-надзорные мероприятия налогового ведомства Республики Хакасия ежеквартально обсуждаются с представителями бизнеса, контролирующими органами, общественными организациями и СМИ.

Планы-графики с тематикой проведения публичных обсуждений на 2018 год опубликованы на сайте ФНС России. К участию приглашаются все заинтересованные лица. Как показал опыт, наибольший интерес для участников представляют приводимые докладчиками примеры и разбор конкретных ситуаций в формате «вопрос-ответ».

Налоговое ведомство открыто для диалога и обсуждения результатов правоприменительной практики налоговых органов Хакасии.

Текст: Наталья Петрук
Фото: Александр Семонов

 

comments powered by HyperComments