Взмах палочки — вот оно, объединяющее начало музыкантов, собранных в оркестр. На кончике тонкой дирижерской палочки — незримая нить, связывающая скрипачей и виолончелистов, виртуозов игры на контрабасах, медных и ударных инструментах.

5

Поступить и окончить музыкальную школу могут почти все. Быть успешным исполнителем — сотни. А вот дирижером — единицы. Это настолько сложная наука, что кажется: дирижером надо родиться. И плыть по течению музыки...

Маэстро Вячеслав Инкижеков и не думал всерьез заниматься музыкой. Его притягивали точные науки и ледовое поле, на котором играют в хоккей. В подготовительное отделение музыкальной школы мальчика отдали, что называется, для общего развития. Пацану, еще не умеющему уверенно держать ручку в руке, рисовать ноты было скучно и неинтересно. Поэтому на уроках баловался и шалил. На него даже жаловались ученики, которым Слава мешал. «Может, не будешь ходить?» — предложила мама. И тут парнишка проявил характер: «Буду!»

7

Родители Вячеслава, по профессии инженеры, по натуре люди творческие. Хорошо пели, читали стихи. У отца в душе всегда играла музыка. А бабушка Матрена Матвеевна Инкижекова, одна из основательниц хакасского ансамбля «Жарки», поддерживала молодую поросль. Как ни крути, а корни дали о себе знать. Они сказались, когда неожиданно для родителей Вячеслав Инкижеков для дальнейшей учебы выбрал музыкальное училище, а после службы в армии окончил Кыргызскую государственную консерваторию по классу скрипки. Здесь же поступил в аспирантуру по специальности «Камерный ансамбль». Продолжил образование в Новосибирской государственной консерватории, где и получил путевку в сегодняшнюю жизнь — диплом по специальности «Оперное и симфоническое дирижирование».

8

Сегодня, оглядываясь на прожитые годы, Вячеслав Геннадьевич уже не сомневается в судьбе, которая предначертана свыше. Сколько раз ему предлагался выбор... Так, после аварии, в которую попал, казалось бы, нужно завязывать с творчеством, и он уже почти с этим согласился. Но музыка копилась в душе, и справиться с этим было невозможно. Он восстановил руку и заново научился играть на скрипке. А сегодня передает свой опыт юным жителям Хакасии — преподает в музыкальной школе.

9

День рождения маэстро 1 февраля, и нынче Вячеслав Геннадьевич отпраздновал круглую дату — 50 лет. Кстати, день создания симфонического оркестра Хакасской филармонии тоже 1 февраля. Вышло это случайно, но, как признается сам маэстро, он верит в магию чисел. И в первый февральский день коллектив филармонии отмечает двойную дату. При этом оркестр, что называется, младше. Его год рождения — 2000. Следует отметить, что свой праздник виновники торжества отмечают исключительно концертом.

— Вячеслав Геннадьевич, а что в вашей партитуре написано?

— Был такой случай: захожу в класс музыкальной школы, а ребятишки партитуру мою изучают. И разочарованно признаются: «Мы думали, что там нарисовано, как руками махать, а там просто ноты». Со стороны кажется, что дирижировать просто. На самом деле, ауфтакт (взмах дирижерской палочкой) — это множество разных технологий.

— Вот уже семь лет вы в одном лице художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра филармонии. По сути, это несовместимые вещи.

10

— Задача нелегкая, но как-то директору с дирижером удается договориться (смеется). А на деле так легче решать проблемы. В общем, консенсус находим.

— Бывают моменты, что вы дирижируете не только оркестром — зрительным залом. Поворачиваетесь с очень грозным лицом...

— Это когда исполняешь симфонию, которая состоит из нескольких частей. Когда заканчивается одна, нужно не хлопать, а просто слушать паузу, по сути, это тоже музыка. Кстати, музыка — очень точная наука, в ней много от математики. Не надо нарушать хлопками целостность произведения. Хотя с другой стороны отмечаешь и положительный момент — этот человек впервые пришел на концерт. И надо сыграть так, чтобы он стал, как говорится, нашим человеком, завсегдатаем.

— Вам судьба дала даже то, о чём вы не мечтали. Вы — первый дирижер симфонического оркестра республики, однозначно — человек исторический. Оркестр играл со звездными исполнителями. Это Хосе Каррерас (Испания), Тьяго Аранкам (Бразилия), Альдо Капуто (Италия), Ванесса Мэй (Англия), Дмитрий Хворостовский, Паата Бурчуладзе, Татьяна Павловская, Денис Шаповалов и это не все знаменитости, приезжавшие в Хакасию и работавшие с вашим коллективом. А ваши ученики, ставшие звёздами, не побоюсь сказать, мирового уровня...

11

— Да, Настя Субракова — моя ученица. Пришла в музыкальную школу на класс фортепиано. Уговорил пойти на скрипку с тем, что во втором классе дополнительный инструмент у нее будет фортепиано. У Насти все получилось. Она еще и на клавесине научилась играть. Девушка с феноменальными способностями. И дело не только в технике, а в ее огромном таланте уметь учиться. Это, пожалуй, самое главное. Феноменальная скорость мышления, абсолютный природный слух, жесткая внутренняя дисциплина. Редкий талант...

12

— О чем может мечтать Вячеслав Инкижеков?

— Для меня мечта — это как дорога, по которой идешь с зажженной свечой в вытянутой руке. Пламя и рядом, и всегда впереди...

Люблю пройтись по реке на лодке с мотором. Посидеть в одиночестве, послушать, как журчит река, половить рыбу. Мне это так редко удается...

13

Текст: Марина Алёхина

Фото: из личного архива

 

comments powered by HyperComments