Каждый год в первый понедельник октября отмечается Всемирный день архитектуры, его также называют Днем архитектора. То, как спланирована городская среда, зависит именно от этих людей. И, конечно, внешний вид окружающих нас зданий – тоже их рук дело. «Территория выбора» спросила у главного архитектора Абакана Светланы Крыловой, как в ближайшие годы будет застраиваться город, исчезнет ли из центра частный сектор и не ждет ли нас автомобильный коллапс.

12Светлана Крылова, главный архитектор Абакана

– Светлана Владимировна, казалось бы, архитектор – не совсем женская профессия, как вы ее выбрали?

– Как ни странно, но архитектурную профессию в наше время выбирают больше женщины, чем мужчины. Не совсем женские профессии не пугают нынешнюю молодежь, не смущали и наше поколение. Я выбирала профессию исходя из тех навыков, которыми обладала. Хорошее знание черчения и увлечение рисованием направили меня в архитектуру.

domЖилой дом по ул. Карла Маркса №44

lenina

 Улица Ленина

– Скажите, как градостроитель, какая на сегодня главная проблема Абакана?

– Главная проблема, пожалуй, – ограниченность свободной территории для застройки. Для многоэтажной застройки остался только район «Арбан», первая линия которого, вдоль ул. Некрасова, уже практически застроена. Если в районах новостроек еще запланированы места для школ и детских садов, то в сложившейся усадебной застройке найти свободное место для таких социальных объектов практически невозможно.

Об отдельно расположенных объектах коммерческого назначения говорить уже не приходится, за исключением производственных территорий. Земельные участки для коммерческих предприятий коммунально-бытового и производственного назначения пока еще есть в Согринском и Подсиненском промузлах.

– Каковы перспективы строительства Абакана, если он практически со всех сторон ограничен водой. Будет расти вверх?

– Перспектива определена генпланом города – освоение и застройка центральной части города путем замены индивидуальной жилой застройки и ветхих бараков новыми многоэтажными зданиями.

– В генеральном плане города указано, что в ближайшие два десятка лет он полностью освободится от частного сектора в центре. Реально ли это?

– Время летит, конечно, очень быстро, но не настолько! Реконструкция застройки частного сектора – довольно продолжительная процедура. Возможно, в ближайшие два десятилетия и будет реализована ее часть, но освободиться от всего частного сектора не удастся.

Скорее всего, освоение продолжится в направлении улиц Некрасова, Ярыгина, Тельмана, Чертыгашева. От Щетинкина до Т. Шевченко определенно развитие выйдет за временные рамки нашего генплана.

А планы, конечно, есть. На всю территорию города разработана документация по планировке территории, с которой можно ознакомиться на сайте Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства.

parkПарк А.С. Пушкина

 Может ли архитектор сегодня в полной мере влиять на облик города? Ведь очень много связано с частным строительством. Довольны ли вы архитектурным обликом Абакана? 

– Сложно сказать, довольна или нет. Сейчас, скажем, повторяется период минимализма в архитектуре. Когда пластикой фасадов жертвуют в угоду экономичности. Однако строительная индустрия, как и все вокруг, не стоит на месте, и плоские поверхности зданий частично скрашиваются различными вариантами современных облицовочных материалов. Многое действительно зависит от застройщика, кто-то неравнодушен к своим объектам, болеет душой за город, свой имидж, а кто-то видит в строительстве исключительно коммерческий интерес, соответственно, и здания у таких застройщиков невыразительные, безликие. Но облик города – это не только здания, но и улицы, парки, скверы. В целом впечатление о городе у людей складывается приятное.

zvezda

Фонтан Звезда в парке Победа

– Автомобильный бум ставит вопросы транспортной логистики в число первоочередных градостроительных задач. В Абакане, как и везде, машины оккупируют дворы, проезды. Есть какие-то архитектурные решения этих проблем?

– Эта проблема действительно всех городов: машин стало очень много. Я, наверное, одна из немногих людей, которые не умеют водить машину. Может, еще не поздно внести свой вклад в стремительный рост транспортного потока?

Ну, а со стороны структуры, которая предотвращает этот коллапс, могу сказать, что в этом направлении делается очень многое. При реконструкции улиц по возможности предусматриваются многочисленные парковочные карманы, которые днем используются транспортом прилегающих магазинов и офисов, а в вечернее время жителями многоквартирных домов. Большое число жилых многоквартирных домов строится со встроенными парковками. В правила землепользования и застройки введен новый параметр по числу машино-мест на одну квартиру (0,5 машино-места на 1 квартиру), который в обязательном порядке должны соблюдать застройщики.

SK

Спортивный комплекс "Абакан"    

sad

Детский сад "Варенька"

– Недавно активисты Общероссийского народного фронта подняли проблему зеленого щита вокруг Абакана. На ваш взгляд, насколько он необходим и где его можно создать?

– Как мы уже говорили, территориальный резерв в Абакане отсутствует, и в границах города вряд ли создание таких лесополос возможно. Но наш город и так считается достаточно зеленым и благоустроенным. Вокруг кольца дренажных каналов сложились естественные рекреационные зоны, которые в перспективе обязательно будут благоустроены, в городе 5 парков и многочисленное количество скверов, которых с каждым годом становится все больше.

– После революционной программы реновации в Москве многие регионы заговорили о том, что неплохо было бы и у них организовать нечто подобное. Как вы считаете, возможна ли такая программа в Абакане?

– Для программы реновации у нас, наверное, время еще не пришло, но в городе снос ветхого жилья осуществляется по программе «Развитие застроенной территории». И достаточно успешно. Люди из бараков по ул. Жукова, Чертыгашева, пр. Ленина расселены в новые современные квартиры, а на их месте высятся многоэтажные дома. На территории города семь площадок застраивается по таким программам.

3

2

– Какие города кроме Абакана вы любите? Какую архитектуру?

– Любой город, в каком бы вы не были, имеет свои неповторимые места, которые приятны глазу, а иногда и душе. Я родом из Красноярска, и я его люблю, потому что это моя родина и там меня всегда ждут.

Нравится Санкт-Петербург, потому что его нельзя не любить. Мне комфортно в уютных, с невысокой застройкой районах, а стили могут быть разными, главное – какое ощущение создает атмосфера города и как тебе дышится в нем.

– Есть ли у главного архитектора города любимый уголок Абакана?

– Мне многое нравится в нашем городе, думаю, как и всем горожанам. Приятно пройтись по зеленым улицам, посидеть у фонтана «Звезда», позвонить оттуда своим родным и потом прийти домой с работы. А зимой – просто очарование проспект Ленина!

1

Хочу пожелать всем нашим горожанам комфортной жизненной среды, приятных эмоций в нашем городе, а архитекторам – смелых и ярких идей и их воплощений!

ТЕКСТ: Наталья ПОГОДИНА

ФОТО: Юрий КУДРЯШОВ, Евгений СУЕВАЛОВ

 

comments powered by HyperComments