Одна из самых уважаемых, трудных и ответственных профессий в мире – это учитель. Большинство вспоминают своих педагогов только добрыми словами. И по сложившейся традиции в начале октября учителя принимают поздравления от благодарных учеников. Редактор журнала «Территория выбора» встретился с Министром образования Хакасии Ларисой Гимазутиной и узнал, как сегодня в республике развивается эта сфера.

IMG 0419 Лариса Гимазутина, министр образования Хакасии

– Лариса Николаевна, вы около 30 лет работаете в системе образования Хакасии, с чего начинали свой трудовой путь?

– Свою трудовую деятельность я начала с работы в одной из школ Черногорска учителем математики. После работала завучем в школе, позже – в управлении образования города угольщиков. Последние годы трудилась начальником отдела по надзору в сфере образования.

Если честно, в другой сфере себя я не представляю. Систему образования люблю, с детства мечтала быть учителем. Образование – это моя жизнь!

– Для нашего с вами интервью отличный повод – День учителя – это поистине всенародный праздник. Сколько учителей в Хакасии?

– В системе образования Хакасии трудятся около 10 тысяч педагогических работников. С гордостью говорю, что кадровый потенциал общеобразовательных организаций региона высок: около 90% педагогов имеют высшее образование, чуть более 50% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.

– Скажите, идут ли работать в систему образования молодые кадры?

– Отличный вопрос! С радостью говорю, что в систему образования идут работать молодые педагоги. В составе системы образования республики отчетливо прослеживается тенденция по увеличению количества молодых педагогов. Только в этом году педагогическое сообщество встретило более 160 молодых специалистов. Вы знаете, еще в 2009 году их число было вдвое меньше. С 2012 года в регионе ежегодно увеличивается доля учителей, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, таких у нас около 15%, а также в возрасте до 35 лет.

Более того, у нас в Хакасии даже создана Ассоциация молодых педагогов. В этом году при поддержке Министерства образования и науки РХ ребята провели первый республиканский конкурс среди молодых учителей Хакасии. Вы только представьте: на конкурс пришло более 80 заявок. По результатам заочного и очного этапов победительницей признана учитель из Черногорска Екатерина Холодненко.

– Какие бы формы нестандартной работы с молодыми педагогами вы отметили?

– В Хакасии стало доброй традицией проведение летней школы молодых педагогов. На протяжении четырех лет начинающие учителя региона встречаются на озере Малый Кызыкуль, где погружаются в методическую работу. Особенностью школы этого года стало профильное направление. Все участники – математики.

В течение семи дней двадцать молодых математиков оттачивали навык планирования уроков с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, под руководством доцента кафедры математических наук Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета Александра Каргаполова решали сложные математические задания.

Математика – один из сложнейших учебных предметов. Мы понимаем необходимость повышения качества образования в естественно-научном направлении. Ведь именно оно важно при подготовке будущих инженеров.

Заострю внимание читателей: подготовку в школе молодых педагогов проходят учителя со стажем работы до 3 лет. За четыре года методическую поддержку в летней школе получили более 200 молодых педагогов.

IMG 0068

– Ежегодно педагоги республики становятся призерами различных конкурсов, этот год не был исключением?

– Хакасия – территория инициативных педагогов! Буквально на днях Министерство образования и науки России поздравило нас с успешным участием во всероссийском конкурсе «Директор школы – 2017». Руководитель Майнской школы Надежда Новикова стала дипломантом профессионального состязания. Надежда Ивановна около 30 лет работает в системе образования, более 15 лет трудится директором школы.

Учитель истории из Хакасии вышла в финал престижного всероссийского конкурса. Анна Борисова, учитель истории и обществознания школы 9 города Абакана, председатель региональной Ассоциации молодых педагогов стала финалисткой всероссийского конкурса «История в школе: традиции и новации».

Педагог из Хакасии приглашена принять участие в заключительном этапе профессионального состязания, который пройдет в Москве 2–5 октября. Как рассказали организаторы, экспертным жюри было отобрано 70 финалистов.

Учитель хакасского языка и литературы Красноключинской школы Бейского района Светлана Кочелакова победила в номинации «Сельский учитель» всероссийского конкурса учителей родных языков. Состязание проходило в несколько этапов. Участники, а это больше 200 педагогов из разных регионов страны, представили на суд жюри свои методические разработки. Хакасская учительница в финальном туре представила фрагмент урока национального языка на тему «Фразеологизмы», а также подготовила выставку – «Моя школа – мой регион».

Это лишь малая часть побед, успешных выступлений наших учителей, воспитателей, психологов, логопедов в конкурсах различных уровней.

– Лариса Николаевна, есть ли у нас в регионе школы, которые входят в федеральные рейтинги?

– Да, ежегодно у нас в стране публикуются списки школ, которые вошли в топ-200 лучших. По результатам прошлого года Гимназия столицы Хакасии вошла в топ-200 общеобразовательных организаций, обеспечивающих высокие возможности развития способностей учащихся.

Кроме этого, три сельские школы Хакасии заняли почетные места в топ-200 лучших сельских школ России. В соответствии с федеральным рейтингом лучшие сельские школы республики – Аскизский лицей-интернат, Белоярская школа, школа 18 п. Шира. Эти образовательные организации показывают высокие образовательные результаты учащихся. Я уверена, что это подтверждает высокий профессионализм наших педагогов, а также то, что мы выпускаем конкурентоспособных учеников.

– Я знаю, что вы гордитесь развитием системы профессионального образования Хакасии. Как обстоят дела сегодня?

– Да, действительно, развитие системы профессионального образования республики отмечено даже на федеральном уровне. На недавней пресс-конференции заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Людмила Огородова отметила, что по результатам федерального мониторинга Хакасия вошла в число регионов-лидеров по внедрению федерального государственного образовательного стандарта по специальностям, входящим в топ-50 востребованных на рынке труда.

Колледжи и техникумы республики осуществляют подготовку кадров по 18 профессиям и 35 специальностям среднего профессионального образования, из этого числа 17 профессий и специальностей входят в список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования.

Более того, студент Абаканского строительного техникума Никита Родионов стал призером национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldskillsRussia). Он выступил в компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы». В данной компетенции приняли участие 14 конкурсантов, в том числе трое из стран СНГ и один студент из Китая. На торжественной церемонии закрытия Никите вручили серебряную медаль чемпионата, профессиональный шуруповерт, а также денежную премию от компании «Кнауф».

Всего за звание лучших в своей профессии в финале V Национального чемпионата WorldSkills Russia в Краснодаре боролись 1200 участников и 1400 экспертов. В рамках чемпионата соревнования прошли по 109 компетенциям.

– В этом году Хакасия провела открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы». Кто к нам приезжал, какие результаты?

– К нам приезжали около 90 студентов профессиональных образовательных организаций и учащихся школ Тывы, Кемеровской области, Красноярского края. Конечно же, в чемпионате приняли участие конкурсанты из Хакасии.

Для проведения столь крупного мероприятия в регионе работал ряд конкурсных площадок. Соревнования по сварочным технологиям и электромонтажу прошли на базе техникума коммунального хозяйства и сервиса, по предпринимательству, дошкольному воспитанию и технологии моды – Хакасского колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса. Соревнования среди конкурсантов-поваров состоялись в Черногорском техникуме торговли и сервиса, сухое строительство и штукатурные работы – в Абаканском строительном техникуме, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, веб-дизайн – Хакасском политехническом колледже.

Также параллельно со студентами состязались в профессиональном мастерстве школьники, их чемпионат называется JuniorSkills. Он проходил по двум компетенциям – мобильная робототехника и электромонтаж.

– Лариса Николаевна, раз уж вы заговорили о робототехнике, как она развита в школах республики?

– Роботехническое направление – самое востребованное не только в общеобразовательных организациях республики, но и в центрах дополнительного образования. У нас уже есть позитивные результаты – команда Лицея города Абакана стала бронзовым призером в групповом зачете Всероссийского фестиваля «РобоФест – 2017», который прошел в Москве. Всего же во всероссийском этапе соревнования приняло участие шесть тысяч юных робототехников, которые были отобраны по результатам региональных состязаний.

Для развития инженерного образования в регионе мы оказываем грантовую поддержку школам. Открываются робототехнические кружки не только в городских школах, но и сельских. Очень важно, что педагоги, воспитывающие юных инженеров, обмениваются опытом, делятся друг с другом своими находками.

– Поздравьте, пожалуйста, своих коллег с праздником.

– День учителя – праздник не только для самих педагогов, но и родителей, детей! Ведь у наших учителей очень важная миссия – не только дать образование подрастающему поколению, но и воспитать его. Искренне поздравляю своих коллег с праздником. Желаю профессиональных побед, отличного настроения, благодарных учеников!

comments powered by HyperComments