Как же быстро все меняется вокруг. Еще вчера были пионерами, комсомольцами, а сегодня стали бизнесменами, акционерами, собственниками. А позавчера? А завтра? Посмотрите на Германию. Богато, респектабельно, надежно живет эта страна. Пример с нее хотим брать. Наверное, мы забыли про вчера? Так же надежно, по-немецки педантично, они жгли нас, наших детей. Иногда жгли живыми. А убили в общей сложности, как сейчас пересчитали, 38 000 000. И не родилось от этих 38 000 000, включая их детей, внуков и правнуков, по коэффициентам демографов, около 150 000 000 миллионов наших граждан. Страшно? Мне – да.

3 1

Психотерапевт Андрей Неровных

Но еще страшнее, что мы не знаем, что будет завтра. Ведь нас и сейчас пробуют учить жить, как и в 1941 г. Да всей Европой, дружно, хором. То Крым им верните, где нас еще более двух миллионов проживает, то уйдите с Донбасса, то демократизируйтесь, как нам надобно, требуют. Меня жуть берет, когда вижу, что есть вокруг те, кто умудряется это поддерживать. Причем с глупой уверенностью, что назавтра, как в Украине после майдана, зарплаты станут в пять раз больше, пенсионеры станут туристами по миру, а дети будут сплошь бизнесменами и богачами. Откуда в нас эта глупость? Или наивность? Или доверчивость?

Для начала вспомним, сколько раз мы предавали самих себя, когда в 90-х смеялись над «совком», в котором выросли, родились, образовались. Глумились над простыми тружениками села, шахт и заводов, обзывая их хомо советикус. Детские книжки, проверенные поколениями наших людей, предавались насмешкам и поруганию. Писатели, поэты, ученые, интеллигенты, военные – все стали вдруг предметом обструкции и негатива. Так мы предавали вкус собственного детства.

А что Европа, немцы, американцы и иже с ними? Бог им судья. Полезут – еще раз получат так же, как и всегда ранее. Видимо у них мазохистское устремление пытаться на протяжении столетий учить жизни Россию…

Да, государство присутствовало во всех сферах жизни советского человека. Учило жить и думать с детского сада. Оно было в школе, в вузах, на работе, в семье. И многие наши жизненные установки и взгляды на жизнь загружались в нас, как программы в компьютер. Так же, как сегодня, приобретая гаджет, мы получаем вместе с ним набор установленных производителем программ, точно так же, явившись в этот мир советским человеком, мы несли в себе установленное программное обеспечение.

Вот эти самые программы были беспощадно взломаны в 90-х. И очевидные вещи стали изменяться в нашем восприятии. До смешного доходит. Один говорит: «Еды в магазинах не было». Помню его с тех самых времен – с пацанов. 16 лет ему, под метр девяносто ростом. Спортсмен. Наверное, от голода таким вырос? Или жалуется другой: «Чуть что, сразу на комсомольском собрании песочат, что не так детей воспитываешь, выпиваешь часто». Он был хорошим семьянином до 90-х. Сейчас, после трех попыток создать семью, бурно холостякует – ведь никто не песочит. Личная жизнь – табу, неприкосновенна.

А во взаимоотношения людей вторгся пресловутый Закон. Необъятные стада юристов, выйдя на тучные пастбища нетронутой нивы взаимоотношений людей, сложившихся в старые добрые времена, принесли нам «великое достижение» западной цивилизации – римское право. Какой там основной постулат? Все, что не запрещено законом – разрешено. Принятие этой «демократической» ценности сразу отменило роль государства, а вместе с ним профкомов, парткомов, пионерских и комсомольских организаций, товарищеских судов. Теперь каждый свободный бывший советский человек смог сказать: «Идите все лесом. Мне разрешено все, что не запрещено законом!» Вроде все гладко, как и положено тому быть у грамотных юристов. Но вдумайтесь! Какая красивая и ловкая подмена понятий. Чтобы доказать, что человек неправ, надо сильно постараться, а если за спиной человека капитал, сила и т.п., надо постараться еще сильнее. А если много силы и капитала? Правильно – доказать практически невозможно. И главный юридический постулат на деле превращается в банальное «не пойман – не вор». Не так? А попробуй, докажи! Не сталкивались? Значит, пока везет. По этому привнесенному нам праву жизнь означает одно – воруй, преступай, только так, чтобы не попадаться. А дальше как по маслу – и коррупция, которой, у нас ничуть не более чем в любой цивилизованной стране, и злоупотребления властью, чего на западе еще больше. Посмотрите, какой там треск идет во время выборных кампаний. Что ни кандидат – то злоупотребления. Франция, Италия, Болгарии. Аргентина, США, Бразилия… Все по одному сценарию. Армия юристов бросается на кандидата, который вдруг осмелился пойти поперек мнению имеющих реальную власть. Выходит, единственной целью обрушения нашего уклада была защита вдруг внезапно возникшей на просторах бывшего СССР частной собственности на средства производств.

А что предлагало государство взамен в советское время? Вспомним свое детство, как воспитывали нас и чего начисто лишены наши дети. Как происходила подмена понятий. Мы ушли от жизни по совести к жизни по закону. Так как нравственный закон, по которому мы жили, был прост: не должно хотеть себе больше и лучше за счет других – это плохо стыдно и некрасиво. Может, поэтому стальных дверей на подъездах и квартирах не было? Можно было пройти по ночному Красноярску, гуляя по Красрабу, через весь город, и в голову не приходила мысль, что это опасно. А сейчас пойдете?

Было беспрекословное уважение к старшим. Не потому, что за неуважение что-то будет, а просто потому, что человек старше. Это было просто, как хлеб на столе. Автоматически уступить место в транспорте, в очереди. Часто вы это видите сейчас? Любой старший мог сделать замечание и не получал при этом от выскакивающих заступников-родителей порцию ненормативной лексики, а то и большего. Родители вставали на сторону старших – это был великий нравственный закон, от которого столетия зависело самосохранение нации. И лишь когда мы становились взрослее и начинали что-то из себя представлять в социальном плане, мы получали право судить старших, и то – только в рамках нашей компетенции. Мы много болтаем сейчас с детьми о необходимости уважения к старшим, но не ко всем! Мы позволяем детям рассуждать на тему кто из старших достоин уважения, а кто – нет. Мы обсуждаем при них пожилых родственников, родителей одноклассников и… учителей. О какой успеваемости может вообще идти речь при таком раскладе?

Свобода и самостоятельность. Вы часто видите детей, стоящих в очереди в кассу в магазине? Раньше это было естественным лет с шести-семи. Это была часть жизни в семье, доля ответственности, самостоятельность. Свобода воспринималась не как возможность делать все, что хочется и доступно, когда нет контроля, а как возможность делать то, что необходимо, и при этом гордиться собой. Только в таком случае исчезала необходимость внешнего контроля. Ребенок поступал правильно не потому, что боялся наказания, а потому, что получал возможность выбора поступать так или нет. Свобода, что давным-давно уже решили лучшие умы человечества, есть не что иное, как осознанная необходимость. И осознание количества необходимых дел, которые мы обязаны сделать до прихода родителей, делало нас самостоятельными и внутренне свободными. А сегодня даже в школу пешком не ходят дети, хотя и дом, и школа там же, где ходили их родители когда-то целых 10 лет. Тотальный контроль взамен детства. И взамен всех реальных шишек и тумаков, находящихся на реальном жизненном пути, приходит его высочество смартфон, который дает ощущение свободы его владельцу, если не забывать вовремя подзаряжать.

Мир виртуальной реальности. Компьютер, Интернет, смартфон – великие вещи. Какой их главный смысл? Ускорение коммуникации. Но благодаря их наличию происходят и стремительно растут три губительных для человека пласта жизни.

1. Исчезает и минимизируется собственный чувственный опыт. Ребенок не знает, что такое боль. Мы защищаем его от рисков. В результате, не имея опыта собственной боли, собственного физического и морального страдания, он не понимает страданий и боли другого человека. Воспитать чувство нравственности и моральный закон в ребенке категорически невозможно. А вместе с этим невозможно привить честность, порядочность, доброту, искренность…

2. Любой глупец получает возможность тиражировать свою глупость мгновенно. Пришло в голову что-то показать всем и выложить на обозрение – щелк, и нате вам, любуйтесь. Однако до 14–18 лет информация не воспринимается критически, а воспринимается, как истина и чужие мысли. Гадости и глупости автоматически становятся вариантом нормы для ребенка. Только на основании собственного практического жизненного опыта человек может оценивать и фильтровать информацию.

3. Какой главный феномен Интернета? Чтобы разобраться в огромном массиве информации, надо быть специалистом в интересующей вас области. А если вы уже им стали, Интернет не нужен в принципе. Выступал как-то известный академик на очередном ток-шоу и поразил аудиторию тем, что сказал: «А я не имею Интернета ни дома, ни на работе, он мне не нужен». Но посетители ток-шоу продолжали упрямо обсуждать проблему, когда рядом с ними сидел человек, самый компетентный в этой проблеме в мире, упрямо тороча свои «знания» и мнения, накопленные часами, проведенными в Интернете.

Так наши дети с малых лет погружаются в хаос некомпетентности взрослых. В абсурдность окружающего мира. У них не формируется способность выбирать самостоятельно. И поэтому выбирают за них. Выбирают их самих для своих целей, используя как расходный материал.

Неужели виртуальная реальность и ее воздействие на массовое сознание – это удел 21 века? Как ни странно – нет. Она была, и ее воздействие было, еще когда и компьютеров не было вовсе. Вспомните 70-е. Те, кто были тогда детьми и подростками. Получали по почте письма счастья? В них была просьба-указание переписать это письмо 25 раз и разослать по знакомым адресам. Если разошлешь, то будет тебе и удача, и здоровье, и родители что-нибудь купят, мечта сокровенная сбудется. Помните? А если не разошлешь, то у тебя отсохнут руки, умрут родители, случится несчастье. Ничего вам эти тексты не напоминают?! Сегодня это пресловутый «Синий Кит», использующий все ту же особенность детской и подростковой психики принимать информацию без критики и присоединяться своим мнением и действием к какой-либо группе. То же самое, по той же схеме – недавние «протесты» подростков в Москве. Дается виртуальная мысль, многократно тиражируется, группирует реальных людей и направляется в действие. А какое действие – уже не важно: пить гекалитрами Кока-Колу, рисовать в подъездах, убивать воробьев (как в Китае в 70-е) или свергать правительство, как в несчастной Украине, Ливии и т.п. Даже В.И. Ленина можно здесь процитировать: «…идея становится движущей силой истории, когда она овладевает массами…» Причем понять на должном уровне идею могут единицы: то образования не хватает, то просто ума. А принять участие в ее реализации на практике хотят миллионы. Результаты мы знаем – фашизм, масса революций, сегодняшнее трагикомичное самоистязание «великих укров» или банальная очередь за покупкой айфонов – технически разницы нет.

3

Человек-матрешка

Я озаглавил эту статью «Человек-матрешка». Как показывает жизнь, в течение нескольких лет из высококультурной нации (например, немецкой) можно создать государство озверевших нацистов, превратить цветущую Ливию в кровавое месиво, родную нам Украину в то, что и назвать как-то трудно. Из человека можно извлечь все, что угодно, и очень быстро. Постучите умело по внешней деревянной оболочке матрешки, а там – выбирай любую и играй себе на здоровье. Если мы не защитим себя и своих детей от чужой воли и чужих желания – это будет нашей большой ошибкой.

comments powered by HyperComments