26 августа 2016 г. в 15.00 час. в Хакасском национальном краеведческом музее имени Л.Р. Кызласова откроется выставка «Рязанское узорочье XX века», которая представит рязанские художественные народные промыслы.
vihevka
Свою коллекцию Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник «Рязанский Кремль» презентует в рамках Соглашения о культурном сотрудничестве между правительствами Республики Хакасия и Рязанской области, подписанного в 2013 году на III Международном форуме по историко-культурному наследию, и как ответ на проекты: «Традиционная культура народов Южной Сибири» Хакасского, Минусинского и Тувинского музеев, который был представлен в Рязанском кремле в сентябре 2014 года, выставки «Петроглифы Хакасии», которая открылась 10 июня 2016 года в выставочном зале Дворца Олега.

Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник «Рязанский Кремль» подготовил для экспонирования в городе Абакане свои лучшие коллекции, представляющие российские народные художественные промыслы «Михайловское кружево» и «Кадомский вениз». Отобрано более 70 произведений, которые характеризуют яркие страницы современной истории развития искусства кружевоплетения и вышивки.

Кадомский вениз — уникальная вышивка белым по белому. Тонкое игольчатое кружево вызывает восхищение филигранной техникой исполнения. Промысел ажурной вышивки возник в Кадоме в начале ХХ века, когда в 1910 г. была организована кружевная школа-мастерская помещицы М.А. Новосельцевой.

Образцами для изделий школы послужили предметы с вышивкой «филе» и вставками в технике игольного кружева «вениз», обнаруженные М.А. Новосельцевой у одной из жительниц Кадома. Ажурная вышивка «филе» и «вениз» активно внедрялась в Кадомской школе, руководителем которой в 1912 г. была избрана дочь М.А. Новосельцевой – Мария Юрьевна Авинова.

В 1927 г. в Кадоме создали промыслово-кооперативную артель «Пробуждение», с 1960 г. ставшую фабрикой «Пробуждение», с 1998 г. – производственным кооперативом «Кадомский вениз». Изделия кадомских мастериц экспонировались на многих крупных отечественных и зарубежных выставках в дореволюционные и в советские годы. В 1930-1960-е гг. предпочтение отдавалось технике «филе».

Возрождение «вениза» началось в 1970-е гг. Изделия с «венизом» в сочетании со «строчкой» и «росписью» создавали Е.В. Шембакова, А.Н. Петрунина, В.Н. Кузнецова.

В коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника находятся лучшие образцы, выполненные в технике «вениз» в последние десятилетия. Среди них - панно В.Н. Кузнецовой «Птица счастья» (1998) с изящной вышивкой шелковыми нитями на маркизете.

Михайловское кружево — единственное в России цветное кружево. Техника цветного численного кружева сохранилась к настоящему времени только в г. Михайлове Рязанской области. В 1925 г. здесь была создана артель «Труженица», изделия которой экспонировались на многих крупных, в том числе всемирных, выставках. В настоящее время традиции промысла сохраняет предприятие с одноименным названием. «Труженица» выпускает мерное кружево, идущее на отделку женского платья, скатертей, полотенец в сочетании с цветной вышивкой.

Михайловское кружево значительно отличается от кружева, выполняемого в других районах. У него плотные, почти без просветов узоры и яркая расцветка. В Михайловском кружеве устойчивый круг орнаментов, особенно ярко выраженный в кружеве-крае. «Мысы», «бубенцы», «балалайки», «павлинка» имеют множество вариантов в фактуре и расцветке, где преобладающим остается красный цвет.
Большой вклад в изучение, сохранение и развитие традиций михайловского цветного численного кружева внесла художник Диана Алексеевна Смирнова.
Выставка «Рязанское узорочье XX века» будет работать в музее до 9 октября 2016 г. Справки и информация по тел.: (3902) 22-02-66, 22-02-25, 22-26-06.
ХНКМ им. Л.Р. Кызласова
comments powered by HyperComments